Многие специалисты, сотрудничающие с зарубежными коллегами и партнерами, хорошо знакомы с фразой “go the extra mile”. В то время как она имеет вполне конкретное значение, нередко применяется искаженно и может иметь негативный эффект. Разберёмся с этим понятием подробнее.
Что такое extra mile?
Extra mile (перевод - “лишняя миля”, “дополнительные усилия”) имеет библейское происхождение, в котором говорится: “Если кто-то принудит тебя идти одну милю, иди с ним две”. Впоследствии данное понятие обросло дополнительными смыслами и закрепилось в более широком контексте.
Современное значение термина extra mile - это прикладывание дополнительных усилий с целью достижения определенного результата. Рассмотрим несколько примеров:
- Инженер стремится завершить проект раньше, чтобы посвятить освободившееся время улучшению проекта или исследованиям/экспериментам.
- Спортсмен задерживается после тренировки, чтобы отработать отдельные элементы и лучше подготовиться к предстоящим соревнованиям.
- Сотрудник службы поддержки по своей инициативе накапливает статистику по приложению, анализирует её и планирует передать команде для улучшения пользовательского опыта.
Несмотря на кажущуюся простоту, прохождение extra mile может оказаться трудным и потребовать немало энергии, но в итоге приведёт к удовлетворению и успеху. Рассмотрим применение этого подхода подробнее.
Принципы extra mile
Если собираетесь to go the extra mile, то убедитесь, что выполняются следующие условия:
- Есть определенная цель.
- Продолжительность ограничена во времени.
Вернёмся к предыдущим примерам:
- Инженер стремится завершить проект раньше, чтобы посвятить освободившееся время улучшению проекта или исследованиям/экспериментам.
Цель - посвятить время, которое освободится в результате досрочного завершения проекта на работу по его улучшению или исследованиям/экспериментам.
Продолжительность в данном случае ограничена дедлайном проекта минус какое-то время, на которое инженер стремится завершить проект раньше. - Спортсмен задерживается после тренировки, чтобы отработать отдельные элементы и лучше подготовиться к предстоящим соревнованиям.
Цель - отработать отдельные элементы и лучше подготовиться к предстоящим соревнованиям.
Продолжительность в данном случае ограничена датой проведения соревнований. - Сотрудник службы поддержки по своей инициативе накапливает статистику по приложению, анализирует её и планирует передать команде разработки для улучшения пользовательского опыта.
Цель - улучшение пользовательского опыта за счёт накопления и анализа статистики по использованию приложения.
Здесь продолжительность определяется той датой, когда сотрудник службы поддержки планирует передать сведения команде разработки.
Соблюдение данных условий отличает прохождение дополнительной мили от обыкновенной переработки и помогает провести границу, чтобы не привести к высокому уровню стресса. Тем не менее, обстоятельства могут маскировать переработку под extra mile и важно отличать, когда кто-то старается достичь определенной цели от переработки, связанной с несовершенством процессов, инфраструктуры и т.п.
Мифы об extra mile
Миф 1 - Я переработал, поэтому прошёл свою extra mile.
Переработка может являться одним из вариантов прикладывания дополнительных усилий, но не всегда означает, что тот или иной человек в действительности их прикладывает.
Рассмотрим два кейса, в одном из которых переработка является индикатором прикладывания дополнительных усилий, а в другом подсвечивает проблемы в процессах.
Кейс 1.1 - Переработка как индикатор сверхусилия
В один из отделов компании вскоре выходит новый сотрудник. Руководитель отдела знает об этом и уже подготовил чек-лист для онбординга. Однако, ранее уже выходили новые сотрудники и в смежных отделах возникали задержки, которые сказывались на его онбординге. Руководитель данного отдела проанализировал причины проблем и согласовал действия, которые каждый из ответственных лиц принимает, чтобы не создавать задержки. Для того, чтобы это произошло, он в течение месяца изучал процессы связанных подразделений и согласовывал изменения, чтобы повысить качество онбординга в своём отделе.
В описанном кейсе руководитель отдела расходует дополнительное время на улучшение одного из процессов своего отдела, что положительно сказывается на опыте сотрудников.
Кейс 1.2 - Переработка как индикатор проблемы в процессах
Бухгалтер готовит отчёты для надзорных органов. Но, несмотря на старания, часть информации остаётся недоступной, а некоторые задачи заблокированы другими сотрудниками. Каждые две недели данный сотрудник задерживается на несколько вечеров, чтобы успеть вовремя подать необходимые отчёты и произвести расчёты.
В данном случае переработка подсвечивает важную организационную проблему - сотрудник каждые две недели оказывается заблокирован действиями коллег и вынужден задерживаться на работе, чтобы выполнить трудовые функции.
Чтобы конвертировать этот кейс в extra mile, бухгалтер может описать сложившуюся ситуацию и предоставить аналитику своему руководителю. Ведь, организация не получает value, а теряет средства на оплате переработок.
Миф 2 - Любое дополнительное усилие поощряется.
Вспомним, что extra mile подразумевает прикладывание дополнительных усилий с целью достижения определенного результата. Если этот результат оказался полезным обществу, команде, компании, а не только Вам или вообще никому, тогда можно говорить о том, что Ваши усилия не должны остаться незамеченными. В противном случае, не стоит ожидать какой бы то ни было позитивной обратной связи, т.к. никто не сможет понять/оценить/разглядеть ни Ваше достижение ни те усилия, которые вы приложили на пути к нему.
Кстати, обратная связь в случае с extra mile может быть как положительной, так и отрицательной, а положительная обратная связь не должна и не всегда будет выражаться в каком-либо материальном или финансовом вознаграждении (в западной культуре встречается понятие recognition, которое описывает вознаграждение за какое-либо достижение и само по себе является довольно интересной темой для отдельной статьи).
Следует избегать сверхусилий там, где они могут нанести вред, потратить или заблокировать общие ресурсы (если это не согласовано), а может и вовсе стать индикатором личной неэффективности.
Миф 3 - Extra mile говорит сам за себя
Представьте, как Вы ловко подмечаете возможность проявить себя, находите способ приложить дополнительные усилия для этого. Проделываете серьёзную работу и предвкушаете как Вас поблагодарят, похвалят или рассмотрят на повышение. Но, время идёт и ничего не происходит. Коллеги, которые были в курсе, не делились Вашей вовлеченностью с руководством, а Вы сами считали, что делаете заметную работу, что оказалось не так.
Дело в том, что мало определить цель, продолжительность и рваться в бой. Если Ваша цель не личная и имеет влияние на общество/коллектив, то Вы должны убедиться, что Ваши достижения будут видимы, значимы и измеримы. В Deventica мы поддерживаем культуру обратной связи и любой сотрудник на встречах с руководителем может подсветить достижения своего коллеги по отделу или проекту. Это не обязанность, а право, которое позволяет всем быть уверенными, что любое дополнительное усилие, приложенное на общее благо, не останется незамеченным. Само собой, если цель коллективная - по ее достижению наверняка будет проведено какое-то демо/анонс/что-либо ещё, что поможет руководству взять это на заметку.
Но, ничего не происходит само собой и важно, чтобы культура организации поддерживала работу с обратной связью.
Как extra mile может помочь?
Прикладывая дополнительные усилия, можно:
- Выделиться
- Заслужить уважение (например, если Вы новый руководитель)
- Оптимизировать работу (например, разобраться с тех.долгом)
- Улучшить процессы (к примеру, за счет их документирования) и др.
Нередко подобные результаты являются побочными эффектами на пути к цели. Например, сотрудник смог выделиться среди остальных, внедрив автоматизацию в часть своих задач или новый руководитель завоевал доверие коллег за счёт решения их рабочих вопросов в порядке приоритета, но иногда перерабатывая.
Как правильно проходить extra mile?
Усилия не должны приводить к выгоранию или негативно сказываться на личном. Поэтому, важно определить конкретные цели, задачи, дедлайны, на что Вы готовы и не готовы пойти в этой работе.
Поработал - отдохни. Вполне справедлива потребность в отдыхе или восстановлении после того, как результат достигнут. Помочь освободить время для отдыха может помочь, например, прогнозируемое свободное время или договоренности с руководителем.
Extra mile для руководителей
Как разглядеть?
Руководителям важно вовремя обнаружить сотрудников, стремящихся принести какой-то дополнительный результат, ведь обратная связь от руководителя будет важна сотруднику. Принципы, описанные в начале статьи могут помочь Вам в этом. Также, помочь может обратная связь от коллег.
Extra mile или трудоголик?
А что, если сотрудник постоянно прикладывает дополнительные усилия? За этим может скрываться как интерес к своему делу, так и что-то более критичное, например:
- Сотрудник не владеет достаточными компетенциями для выполнения задачи, поэтому постоянно перерабатывает и что-то изучает.
- Постоянной работой сотрудник закрывает какие-то личные проблемы.
Очень важно не оставлять подобные проявления без внимания и пытаться выяснить причины такого поведения.
Что делать, как поощрить?
Возможно, это покажется странным, но дополнительные усилия не всегда должны быть компенсированы. В одном из мифов об extra mile мы разобрали пример, когда польза от приложенных усилий была получена индивидуально.
В случаях, когда поощрение целесообразно, его варианты могут быть самыми разными - от дополнительных отгулов и корпоративных бонусов (например, бесплатные обеды или расширенная медицинская страховка) до различных финансовых премий.
Заключение
Несмотря на кажущуюся сложность, смысл extra mile достаточно прост - проявить себя за счет прикладывания дополнительных усилий. Тем не менее, важно, чтобы эти усилия приводили Вас к достижению цели, а не служили чему-то другому, превращаясь в самую обыкновенную переработку или альтруизм. Если Вы руководитель, то постарайтесь больше внимания уделять работе своих сотрудников (а именно целям и процессу их достижения), а также создайте культуру, при которой прикладывание сверхусилий станет приемлемым, прозрачным и не ультимативным процессом. Возможно, среди Ваших коллег есть тот человек, который поможет организации в задачах более высокого уровня. А если вы линейный специалист, то попробуйте рассмотреть extra mile под другим углом.
И не бойтесь пройти лишнюю милю - это полезно в обоих смыслах.
Рудометкин Артем, Founder & CEO Deventica
____________________________________________________________________________________
Подпишитесь чтобы не пропустить новые статьи, впереди много интересного!
Deventica - Ускоряем цифровую трансформацию бизнеса, облегчаем переход к технологической независимости, разрабатываем, тестируем, сопровождаем. Наши контакты в шапке профиля.