Фотографы показывают, как в сложные узоры нигерийских причесок вплетаются культура и история.
В старых работах Джей-Ди Окая Оджикере волосы рассматриваются как сюжет. За полвека именитый фотограф сделал снимки тысяч невероятных причесок, которые стали входить в моду в его родной Нигерии, после того как в 1960 году страна обрела независимость от Британской империи. До той поры прически были социальными маркерами, обозначавшими семейное положение, этническое происхождение, социально-экономический статус. В независимой Нигерии они обрели и политическое значение.
Оджикере запечатлел возрождение местных стилей, вышедших из моды при колониальной власти. Со временем авторский подход стал более «архивным»: мастер стремился сохранить память о стилях в эпоху глобализации.
Фотограф Медина Сэйдж Даггер родилась намного позже Оджикере – в Калифорнии и живет в нигерийском Лагосе. Она запустила свой проект в 2017 году, через полвека после Оджикере: Chroma, по сути, стала попыткой дополнить его наследие. Во многом заимствуется и авторское видение, но не палитра: работы Медины насыщены цветом.
Сегодня в городах Нигерии глобализация идет полным ходом. Прически стали более декоративными – но они все еще выражают взгляды их обладательниц. Настроения общества часто колеблются между либеральными и консервативными (с преобладанием последних), так что смелые и затейливые модели, которые показывает Даггер, можно интерпретировать как отрицание норм – пусть даже на уровне личного стиля.
В свое время снимки Оджикере произвели революцию. Теперь мы назвали бы его работы традиционными, а фотографии Даггер – современными. Но все же фотограф Медина продолжает начатую им традицию, летопись не окончена!
Почитайте еще: "Как нашли «Звезду Африки» – самый дорогой алмаз на планете"