Театр «Кремлёвский балет» показал «Эсмеральду» Ц.Пуни, Р.Дриго в постановке основателя труппы народного артиста России Андрея Петрова (1945-2023).
«Эсмеральда» не так часто появляется в афише, и зрители уже успели соскучиться по этому динамичному, яркому, щедрому на красивейшие хореографические решения и одновременно глубоко драматичному спектаклю.
Он и впрямь никого не оставляет равнодушным, в том числе, благодаря неожиданным режиссерским находкам хореографа-постановщика: чего стоит, к примеру, сцена, когда Клода Фролло преследует видение прекрасной цыганки, и в воспаленном сознании священника девушка словно обрастает множественными клонами, «выплывающими» из-за колонн Собора Парижской Богоматери.
На самом деле с полным правом можно говорить о том, что Андрей Борисович Петров предложил современную режиссёрскую интерпретацию классического шедевра, подойдя в то же время к нему максимально бережно и сохранив бесценные фрагменты хореографии мастеров прошлого (Жюля Перро, Мариуса Петипа, Агриппины Вагановой), которые органично вписались в новую редакцию.
Напомним, в основе либретто «Эсмеральды» – любовный многогранник, ни одна из плоскостей которого не сулит хэппи-энда. Ставшая заложницей запретной страсти Клода Фролло, юная Эсмеральда по вине священника отправляется на эшафот. Боготворивший её горбун-звонарь Квазимодо в отчаянии сбрасывает своего хозяина с колокольни, а вскоре умирает и сам, не вынеся потери единственного существа, которое было ему дорого. Разбито сердце и у преданно любившего цыганку поэта Гренгуара. Что же до капитана королевских гвардейцев Феба де Шатопера, отвернувшегося от оклеветанной возлюбленной, то у него, на первый взгляд, все как раз таки неплохо, он женится на Флёр де Лис, дочери герцогини Алоизы Гонделорье. Вот только любит ли свою невесту харизматичный де Шатопер? Впрочем, в контексте разворачивающейся в спектакле трагедии это уже и не важно.
По ходу действия мы вновь и вновь сопереживаем ни в чем не повинной жертве роковых обстоятельств, задумываемся о природе жестокости, добра и зла, и, вполне осознавая, что справедливость, судя по всему, не заложена в основу матрицы нашего мира, тем не менее, всей душой жаждем её для отчаявшейся юной героини…
Пронзительный, глубоко трагичный танец Квазимодо с телом казненной Эсмеральды становится кульминацией спектакля, переходящей в символичный финал: за несколько секунд до того, как окончательно закроется занавес, откуда-то сверху, с колосников, плавно опускается на сцену легкий белый шарф, накрывающий бездыханные тела горбуна и хрупкой девушки, - словно прощальный жест покинувший этот мир души…
Партию Эсмеральды заслуженная артистка России Екатерина Первушина станцевала впервые - с огромным успехом! Балерина восхищала не только виртуозной техникой, но и фантастической актёрской игрой. Её героиня подкупала своей непосредственностью, чистотой, беззащитностью и одновременно невероятной внутренней силой, готовностью отстаивать, как сказали бы мы сегодня, свои личные границы.
Великолепен был и лауреат Всероссийского конкурса хореографов Никита Высоцкий – Клод Фролло, его танец привнес в спектакль особый нерв, который ощущался на протяжении обоих актов.
В партии Флёр де Лис впервые показалась эффектная и технически сильная Анастасия Тетерина, лауреат Международного конкурса. Также в первый раз исполнили свои партии Алина Липчук (подруга Флёр де Лис) и Максим Телятников (один из Королей нищих).
Следует отметить прекрасную игру Симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением заслуженного артиста России Сергея Кондрашева – балетные спектакли в сопровождении этого коллектива всегда впечатляют вдвойне.
И, конечно же, огромную признательность хочется выразить всем педагогам-репетиторам, работавшим с танцовщиками: заслуженной артистке России Александре Тимофеевой (главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет»), заслуженной артистке России Жанне Богородицкой, Оксане Григорьевой, заслуженному артисту России Андрею Кондратову, заслуженному артисту России Вадиму Кременскому (заведующий труппой), заслуженному артисту России Валерию Рыжову.
«Кремлёвский балет», спасибо! Это было действительно здорово!
Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца
Фото: Екатерина Лола