Найти тему
Версия

Сесть за мухомор

12 октября вступила в силу новая статья Уголовного кодекса, устанавливающая ответственность за незаконный сбор ценных грибов. Теперь получить девять лет колонии можно всего за один срезанный гриб. Одновременно за сбор менее редких грибов вводятся штрафы.

   Сесть за мухомор
Сесть за мухомор

Законопроект № 231311-8 был внесён в Думу осенью прошлого года. Как заявлял один из соавторов законопроекта, председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, «в настоящее время эффективность защиты особо ценных объектов растительного мира является недостаточной». В целом утверждение депутата выглядело верным – статья 260 УК предусматривает незаконную вырубку лесных насаждений, к которым грибы не относятся. Потому парламентарии споро рассмотрели предложенные поправки и в апреле проголосовали за введение в Уголовный кодекс статьи 260.1.

Таким образом в отечественном законодательстве появился новый состав преступления – «действия, направленные на уничтожение или прекращение роста растений и грибов, занесённых в Красную книгу, а также их добыча, хранение, перевозка, приобретение». Спектр наказаний варьируется от общественных работ продолжительностью 480 часов до штрафа в 1 млн руб­лей и 9 лет лишения свободы. Одновременно были внесены изменения в Административный кодекс. Новая статья 8.35 предусматривает для граждан штраф от 2,5 до 5 тыс. рублей за добычу, хранение, перевозку, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку грибов. Применять административное наказание будут, если гражданин срежет гриб, занесённый в региональную Красную книгу. Добыча гриба из федеральной Красной книги однозначно попадёт под действие УК. В настоящее время в ней присутствует 42 вида различных грибов. В их числе русский чёрный трюфель, трутовик лакированный, опёнок чеканный и т.д. Что же касается грибов, упомянутых в региональных Красных книгах, то им счёт идёт на десятки и сотни.

И вот здесь возникает проблема. Как отмечают знатоки, очень многие редкие грибы внешне похожи на те, которые обычно собирают в лесах любители «тихой охоты». Например, рядовку исполина, произрастающую в Ленинградской и Кировской областях, легко спутать с белым грибом – такой же большой, разве что форма шляпки разнится. А часто встречающийся на Ставрополье лейкопаксиллус лепистовидный, больше известный как жировик, нетрудно принять за шампиньон. А мухомор шишкообразный от обычного отличается только цветом. При этом обнаружение у грибника даже одного редкого гриба грозит уголовным наказанием. Если же учесть, что за грибами часто ходят целыми семьями, нетрудно будет оформить преступление как «совершённое группой лиц по предварительному сговору». А выложенное в соцсетях фото собранных грибов станет однозначной и роковой уликой. Какая возможность для силовиков подтянуть статистику!

То же самое и с грибами из региональных Красных книг. «В средней полосе России грибники любят собирать вид, похожий на тёмную вёшенку, который в простонародье называют гриб-баран. Сейчас этот вид массово произрастает, например, на земле музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Сбор даже одной такой вёшенки скорее всего грозит разбирательством. Похожая ситуация с грибом мокруха. Этот гриб похож на обычный опёнок, но чуть темнее, но если охрана заповедника заметит его у посетителя, то это тоже административные проблемы», – цитирует «Лайф» адвоката Рауля Магомедова.

Обращают внимание юристы и на такую странность. Часто в одном регионе грибы считаются редкими, а в соседнем – нет. При этом ответственность грозит не только за сбор, но также и за хранение и перевозку. Получается, что условный житель Подмосковья может в выходные поехать за грибами в Ярославскую область, легально набрать там грибов, а затем вернуться домой и нарваться на штраф. Неудивительно, что противоречивый характер принятого закона понимают даже сами законодатели. «Порядок заготовки грибов гражданами для собственных нужд устанавливается законом субъектов Российской Федерации... Итак, мы чемпионы мира не только по тем санкциям, которые ввели против нас, – мы чемпионы мира по санкциям, которые мы налагаем на собственных граждан. Нигде в мире нет такого количества административной и уголовной ответственности, потому что на каждую проблему, реальную или мнимую, мы отвечаем тем, что вносим поправки в Административный и Уголовный кодексы», – прокомментировал новацию глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Тем временем

В конце сентября сенаторы внесли в Госдуму поправки в Лесной кодекс, предложив ограничить сбор кедровых орехов. Законотворцы не скрывали, что их тревожит экономический аспект – орехи идут на экспорт в Китай, там перерабатываются и затем ввозятся обратно в Россию в виде готового продукта, из-за чего бюджет недополучает в год около миллиарда рублей. По идее, вслед за запретами должны были бы прозвучать предложения по предоставлению льгот отечественным переработчикам орехов, но этого не произошло. Упустили сенаторы и такой момент: сегодня в Сибири многие местные жители занимаются сбором орехов лишь потому, что не могут найти другой работы. И лишение их последнего способа заработка явно не пойдёт на пользу социальному климату.