От того, как мы живем и действуем, зависит, какую судьбу нарисуем нашим потомкам. В размышлениях о том, что нынешнее поколение передаст будущему, все чаще задумываешься о балансе потребностей и сохранении количества ресурсов, нужных для поддержания равновесия между «вчера» и «завтра».
Об устойчивом развитии, полезных привычках и экоориентировании бизнеса мы поговорили с основателями компании «Простое дело» Анастасией Варлыгиной и Никитой Литвиновым.
– Миссия компании «Простое дело» звучит, как «формировать культуру устойчивого развития через образование, бизнес и искусство России». Какими способами вы пользуетесь, чтобы реализовать такую глобальную цель?
Анастасия: Образование, бизнес и искусство – фундамент, на котором строится деятельность компании. В каждом из этих направлений у нас есть проекты. Основной фокус компании – работа с бизнесом и помощь молодым стартапам при создании более устойчивых моделей управления. Многие воспринимают экологическую повестку как благотворительность, некоммерческую деятельность. Мы считаем, ее необходимо встраивать в экономическую систему и привлекать внимание бизнеса.
Никита: Отмечу, что наша компания также активно занимается выстраиванием устойчивой модели развития, чтобы быть примером, каким образом нужно работать и развиваться.
Анастасия: Помимо этого у нас есть не менее важное направление – образование. Для широкой аудитории мы рассказываем, как применять в быту те или иные эко-подходы, как развивать инфраструктуру и многое другое. Еще одно направление – искусство. Мы рассказываем и популяризируем идеи, например, как художники совместно с учеными создают общественно полезные арт-объекты, внедряют интересные концепции, затрагивающие экологию и устойчивое развитие. Мы проводим образовательные лекции, ведем социальные сети, а также стараемся участвовать в различных инициативах.
Никита: Еще если говорить об образовании, у нас есть и некоммерческие проекты. Мы разработали Telegram-бот, который помогает разбираться с маркировками и кодами переработки, подсказывает, как готовить вторсырье для переработки, и куда его можно сдать.
Анастасия: Нельзя не сказать о нашем канале на Яндекс.Дзен, где рассказываем об экологических проблемах. Мы общаемся с учеными, экспертами в тех или иных отраслях и переводим профессиональный язык на простой, транслируя реальную картину происходящего. Кроме того, есть и Telegram-канал, где делимся полезными ресурсами, научными статьями.
– Думаю, не станете отрицать, что тема экологии и устойчивого развития сегодня – некий мейнстрим. Об этом говорят все. И что самое «страшное», часто люди далеки от понимания сути этих вещей. Как быть в этой ситуации профессионалам в данных областях?
Анастасия: Действительно, отрицать не станем, это стало мейнстримом. Я бы даже применила выражение «хайп». Об этом говорят все, кому не лень, причем используя слово «экология» и приставку «эко-» в совершенно некорректных контекстах.
Существует две стороны вопроса. Есть компании, которые апеллируют теми же приставками «эко-» и выезжают на хайповых вещах, совершенно не разбираясь в данной теме. И есть те, кто действительно осознанно подходит к выстраиванию своей деятельности с учетом экологической составляющей, привлекая при этом экспертное сообщество. Но с экспертным сообществом тоже есть некая боль – отсутствует повестка на объединение усилий, которые позволят транслировать качественные знания на широкую публику. Качественные знания не так легки в объяснении, как кажется. Именно поэтому один из каналов взаимодействия с нашей аудиторией – блог на Яндекс.Дзен – мы построили как своеобразный диалог экспертов и простых людей.
Никита: Если о какой-то теме многие говорят, это не страшно. Не нужно с этим бороться, нужно работать, образовывать и развивать людей, делать так, чтобы они понимали предмет разговора и разбирались в нем. Речь идет о просвещении. Еще важно, чтобы люди могли отличить профессионала от человека, который не разбирается в теме, чтобы выработался некий иммунитет на гринвошинг.
– Любая привычка, в том числе и эко, требует глобальной работы над собой. Есть ли рецепт, как поменять качество жизни людей? Ведь мало научить разделять мусор и показать, что пластик мы кладем в одну сторону, а бумагу в другую. Необходимо глубинное осознание важности этого действия. Как начать делать это осознанно?
Никита: Если бы существовал такой рецепт, то это бы решило многие проблемы.
Анастасия: Здесь, мне кажется, и не может быть однозначного рецепта, потому что всегда есть вводные, тот же человеческий фактор. Накладывает отпечаток и специфика регионов, городов, разные контексты.
Никита: Важно понимать, что привить что-то человеку извне нельзя. Нужно меняться изнутри, а после менять и пространство вокруг, транслируя собственный опыт, рассказывая об инструментах, которые позволили достичь цели. Так мы сеем семена осознанности, которые могут прорасти и принести плоды.
Анастасия: Чтобы что-то делать не формально, а осознанно, чтобы не заниматься гринвошингом или профанацией, необходимо начинать с внутренних мотивов. Важно понимать, что качество жизни — понятие относительное. Качество жизни в Москве и в каком-нибудь регионе может выражаться по-разному. Здесь нужно рассматривать не только изменение экологических привычек, а в целом повестку устойчивого развития в преломлении к каждому конкретному месту. Где-то остро стоят экологические вопросы, где-то существуют проблемы социального или экономического порядка. Поэтому, говоря об изменении качества жизни людей, важно осознавать, что мы имеем в настоящее время и какую цель преследуем.
– Есть ли у устойчивого развития и экологического ориентирования бизнес-структур будущее? И какое оно, на ваш взгляд?
Анастасия: В настоящее время многие компании смотрят в эту сторону. Конечно, в большей степени, это происходит за границей, но и в России предприниматели начинают просыпаться. Есть рейтинги, в которых компании оценивают по трем составляющим – экономической, социальной и экологической. Оценивают проекты, которые они реализуют, насколько комфортную среду для своих сотрудников создают и т.д. Согласно некоторым исследованиям, компании, которые находятся в топе подобных рейтингов, более устойчивы к различным кризисам. Еще один важный момент: компании, которые не только экономически, социально, но и экологически ориентированы, привлекают качественный, квалифицированный персонал из молодых и креативных ребят, которым важно, какой микроклимат и условия работы созданы в компании.
Никита: Будущее у устойчиво развития точно есть, и оно неизбежно. Поколение молодых людей не представляет свою бизнес-деятельность без экологической и социальной повестки. И это будет приводить или к изменениям бизнес-структур, или к их неизбежному краху. Как бы это печально не звучало, либо трансформируйся, либо умри. Вопрос только в том, кто захочет, тот сможет перестроиться. А мы со своей стороны будем стараться помочь пройти этот путь.
Ирина Рыжакова, «Точка кипения — Санкт-Петербург. ГУАП»