Себестоимость: как определить и учесть все расходы?

518 прочитали

Рассмотрим, что такое себестоимость и как ее определить, виды себестоимости и цели расчета. Покажем, как проанализировать и внедрить изменения которые могут увеличить прибыль компании. Если вы хотите повысить рентабельность своего бизнеса и принимать обоснованные стратегические решения, то читайте далее.

Виды себестоимости
Виды себестоимости

Что такое себестоимость?

Себестоимость - это оценка стоимости всех расходов компании на производство и реализацию продукции. Является одним из ключевых показателей для бизнеса, позволяя понять весь объем затрат компании. Для того чтобы более детально понять себестоимость, давайте рассмотрим ее виды в зависимости от объема затрат.

Виды себестоимости:

  1. Прямая себестоимость включает в себя затраты на сырье, материалы, комплектующие, возвратные отходы, заработную плату рабочим, налоги и отчисления от заработной платы, а также расходы на оборудование.
  2. Цеховая себестоимость включает в себя все расходы, связанные с конкретным участком производства или цехом. Она включает прямую себестоимость и затраты на обслуживание и управление цехом.
  3. Производственная себестоимость представляет собой сумму цеховой себестоимости по всем участкам производства продукции, а также расходы на управление.
  4. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов, таких как реклама, упаковка, погрузка, доставка.

В зависимости от данных, используемых для расчета себестоимости, выделяют еще плановую, фактическую, сметную и нормативную себестоимость. Это позволяет адаптировать расчет к разным ситуациям и целям.

Зачем считать себестоимость?

Расчет себестоимости имеет несколько ключевых целей:

  1. Оценка рентабельности бизнеса. Себестоимость помогает определить, насколько прибыльно производство и продажа продукции или услуг. Это важно для планирования долгосрочной стратегии и принятия решений о развитии компании.
  2. Принятие решений по оптимизации расходов. Зная, какие части расходов влияют на себестоимость, предприниматели могут искать способы снижения затрат, улучшения эффективности производства и управления ресурсами.
  3. Планирование деятельности. Сведения о себестоимости используются для планирования производственных мощностей и удовлетворения спроса. Они помогают более точно определить, сколько продукции можно произвести при имеющихся ресурсах.
  4. Контроль выполнения планов. Сравнение фактической себестоимости с планируемой позволяет выявить расхождения и принимать меры для их коррекции.
  1. Обоснование ценообразования. Себестоимость помогает установить адекватные цены на товары и услуги, учитывая все затраты, и при этом обеспечивая прибыль.
  2. Оценка эффективности использования ресурсов. Анализ себестоимости позволяет выявить, как эффективно используются ресурсы, и определить, где можно сэкономить или улучшить использование ресурсов.
  3. Расчет потенциальной прибыли. Себестоимость помогает предсказать, какие прибыли можно ожидать при различных объемах производства и продажи продукции.

Как рассчитать себестоимость?

Расчет себестоимости может показаться сложным, но для большинства целей вам не нужно знать все операции производственного процесса и оценивать стоимость их выполнения. Намного проще фиксировать расходы и составлять на их основе таблицу себестоимости.

Простая таблица себестоимости включает в себя следующие статьи расходов:

  • Сырье и материалы
  • Заработная плата рабочим
  • Налоги и отчисления от заработной платы
  • Расходы на оборудование и др.
Формула рассчета себестоимости
Формула рассчета себестоимости

Как оптимизировать себестоимость?

Оптимизация себестоимости - важная задача для предпринимателей и собственников. Она позволяет снизить затраты и увеличить прибыль. Для этого необходимо следовать определенным шагам. Давайте рассмотрим их очень кратко.

Шаг 1: Определение границ

Прежде всего, необходимо определиться с целями оптимизации и согласовать их со стратегией компании. Учитывая, что целью оптимизации является "сократить себестоимость на xxx%", давайте проанализируем производственный процесс и определим где и какой вид себестоимости формируется. Проще всего это сделать с помощью Карты потока создания ценности (Value Stream Map, VSM). Она представляет собой схематическое изображение всей цепочки операций от поставщика до покупателя и помогает последовательно проанализировать всю цепочку, выявить потери и ненужные операции.

Карта потока создания ценности (VSM); источник: http://sewiki.ru/VSM
Карта потока создания ценности (VSM); источник: http://sewiki.ru/VSM

Шаг 2: Измерение

Для оптимизации себестоимости необходимо собирать данные о производственных процессах и расходах. Это позволит оценить, какие изменения могут снизить себестоимость. Помимо прочих, важно измерить и посчитать следующие параметры:

  • Время, затрачиваемое на каждый этап цепочки
  • Время простоев между этапами
  • Время такта и пр.

Набор параметров для измерения определяется целями проекта изменений и критериями оценки результатов.

Шаг 3: Анализ и моделирование изменений

С учетом данных о производстве и расходах, можно моделировать возможные изменения в производственных процессах. Это можно сделать с использованием инструментов моделирования процессов, таких как BPMN 2.0, Bizagi, Camunda и другие. Моделирование позволяет оценить, как изменения повлияют на итоговую себестоимость.

Шаг 4: Внедрение улучшений

После анализа и моделирования, установите конкретные цели по снижению себестоимости. Определите, какие изменения необходимо внести в производственные процессы. Создайте устав проекта, опишите цели и задачи, назначьте ответственных лиц.

Шаг 5: Контроль внедрения и анализ результатов

Внедрите изменения на ограниченном участке производства и наблюдайте за изменениями. Сравните фактическую себестоимость с планируемой. При необходимости доработайте проект оптимизации.

Заключение

Себестоимость играет важную роль в успешном управлении бизнесом. Понимание, как она формируется, и методы ее оптимизации помогут предпринимателям снизить затраты, повысить эффективность производства и увеличить прибыль.

Не забывайте, что оптимизация себестоимости должна быть связана со стратегией компании и ценностью, предоставляемой клиентам. Только такие изменения принесут наибольшую выгоду.

Поделитесь стаьей с коллегами, если она была полезной для вас. Есть вопросы или пожелания - оставляйте комментарии. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь статьей с коллегами, если она вам понравилась!