С 30 октября по 2 ноября 2023 года в Российском институте истории искусств пройдет Международная научная конференция «Развитие и разломы: историческое измерение в художественном творчестве, восприятии, интерпретации», посвященная юбилею заведующей сектором музыки РИИИ Анны Леонидовны Порфирьевой.
Опыт общения с языками искусства и художественными процессами, фиксируемыми вниманием искусствоведов, позволяет выделить по меньшей мере две направленных навстречу друг другу мыслительных тенденции. Первая — очевидная постепенность изменений, позволяющая трактовать новации как развитие хороших старых идей, опирающихся на самые общие, просеянные эволюцией, рецепты художества. Вторая — столь же очевидные «скачки», ставящие под сомнение столетия мирной репликации и самоё приверженность мерному поступательному ходу. Искусство ХХ века дало множество примеров подобных взбалтываний священных сосудов, существенно расширив зоны восприятия и толкования. Это касается и старого, и нового, и процессов, и собственно фактов искусства, потому что само представление о его «произведениях» тоже претерпело значительные изменения.
На заседаниях конференции планируется дискуссия по поводу проблематичности некоторых наиболее общих представлений искусствознания, их внутренней динамики и противодвижения разнонаправленных способов осмысления художественных фактов, интенций, событий. Суть в том, что, оглядываясь назад и бесконечно усложняя рисуемую нашими усилиями «историческую картину», мы всякий раз окидываем ее новым взглядом и переживаем иначе настроенным консенсусом чувств и способностей восприятия. Эти новые и постоянно обновляемые отношения дополняются неуклонно растущей областью «объяснений», извлекаемых из достижений самых разных наук от языкознания и глубинной психологии до квантовой физики. Послушать рассказы коллег о том, с какими проблемами они сталкивались, выстраивая свои системы и свое ви́дение художественных процессов в контексте меняющихся представлений об исторических реалиях, анализируя «произведения» и заложенные в них «сообщения» под новым углом зрения, — по-видимому, именно это и обеспечит взаимный интерес нашему научному общению. Что же касается эволюционной постепенности и разломов, вспомним пассаж Андрея Белого о сущности Символизма, просветившего настоящее разноцветными лучами разных культур и сконденсировавшего всю историческую память в настоящем мгновении. Или, добавит музыкант, в моцартовском «яблоке на ладони». Именно игры с историей, памятью, дистанцией определили собой многие движения искусства ХХ века — от неоклассики до постмодерна. Если немного напрячь воображение, их же мы увидим и в прошлом, притом в осмысленном и отрефлексированном виде. Формы и цели этих игр, взаимодействия разных социальных пластов в их историческом «разрезе», представления о ценностях и их забытые историками причины — все это может стать предметом ученого размышления, равно как и самый феномен «исторической дистанции».
Для научного обсуждения предлагаются следующие вопросы, круг которых может быть расширен:
- «Классическое» в современном: цель и значения.
- Понятие «историческая дистанция» в художественном языке, восприятии, интерпретации.
- Между идеями «прогресса» и «множественности».
- Исторические рифмы: мода и стиль.
- Жанры и формы в свете представлений об «эволюции» и «разломах».
- «Тривиальное» в «серьезном»: исторические толкования.
- Опера и театр: история отношений.
- Изменения художественных текстов в процессе их исторической жизни.
- Проблема «перевода» в отношениях искусств, исторических эпох и стилей.