Найти тему

«Автор верит в светлое вовсе не будущее, а настоящее»: Евгений Попов о рассказах Евгения Мирмовича

Александр Самохвалов «Племя молодое», 1959-1960
Александр Самохвалов «Племя молодое», 1959-1960

Рекомендую редакторам издательств и «толстых» журналов обратить внимание на прозаика Евгения Мирмовича. Он юрист, общественный деятель, куратор волонтёрских проектов в области работы с детьми-инвалидами, один из редакторов некой «Избы-Читальни». И, конечно же, литератор, писатель, которого язык не повернется назвать «молодым». Ему под пятьдесят. Он написал и пишет много, однако тексты его пока что известны, пожалуй, лишь посетителям интернет-порталов типа «Литеrrатура», «Mybook», «Next» и т.д. Увы, вершители писательских судеб всерьез его, кажется, не принимают. А зря.

Потому что есть писатели, которым вроде бы не нужны редакторы создаваемых ими текстов, они и сами блестящие стилисты, личности. Но ведь именно, что «вроде бы». Даже самый безукоризненный литератор способен на «ляп», как это, например, случилось на моих глазах с Василием Павловичем Аксеновым, который, не зная точного значения слова «озимые», употребил его однажды совсем неправильно.

И я уж не говорю о тех сочинителях, что в силу тех или иных обстоятельств чувствуют себя неловко или скованно в литературной среде, а то и наоборот – развязно полагают, что не в том дело «как», а главное «что».

Меня, признаться, насторожила фраза Мирмовича, заброшенная им в интернет: «Мне хочется творить в первую очередь для людей, ищущих в литературе эстетику, мысль, эмоциональные переживания, заставляющие задуматься и посмотреть на жизнь иначе».

Во-первых, мало ли что кому хочется. А во-вторых – как это «иначе»? Иначе, чем кто? И для того ли литература, чтобы искать в ней эстетику? Да и «мысль» – это скорей к философу Канту, чем к Андрею Платонову, Роману Сенчину и Михаилу Булгакову.

Слава Богу, что Евгений Мирмович вменяемый и разумный литератор, знающий себе цену и способный заинтересовать современных читателей, которые ведь не все, условно говоря, поклонники фильма «Хрусталев, машину», есть и те, кому больше по душе свежая лента Андрея Смирнова «За нас и за вас», которая практически о том же, но показывает так называемых «простых людей» и снята для них же, хотя зловещая тень усатого «отца народов» нависает над обоими шедеврами. Простая проза Евгения Мирмовича – настоящая и весьма далека от «креативной» словесной чепухи, любезной многим.

Но сие не значит, что над этой прозой не нужно более работать. И автору, а перед сдачей в печать редактору и даже корректору. Ибо, «освя́щение» – это не «осве́щение», у очков «дужки», а не «душки», а «что-нибудь» – это одно слово, пишущееся через дефис, вовсе не три слова. Иногда Мирмович грешит многословием и разжевыванием уже сказанного, неряшливостью, употреблением неточных слов. Примеры этого выделены мной в прилагаемом тексте подборки с короткими замечаниями. Я бы рекомендовал автору читать свои рассказы самому себе вслух, по мерке их создания, так опадает словесная шелуха, четко ощущаются «лишние слова», повторы.

Зато, как важна удачно найденная им общая тема его несомненно СОВРЕМЕННОЙ прозы. Продолжение

Автор статьи: Евгений Попов – прозаик, эссеист, драматург; один из основателей и вице-президент Русского ПЕН-центра, ассоциированный член Шведского ПЕН-Центра; секретарь Союза писателей Москвы, заслуженный работник культуры Российской Федерации; лауреат многих престижных литературных премий.