На информационном портале "Мел" размещена статья, касающаяся пенсий педагогов, работающих на Крайнем Севере.
Педагоги имеют право на льготную пенсию — она назначается тем, кто не менее 25 лет проработал в образовательных организациях для детей. Срок выработки стажа в районах Крайнего Севера определяется п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях»- при условиях работы на Крайнем Севере не менее 15 лет (или на приравненных к ним местностях — не менее 20 лет).
Педагогам положена льготная пенсия — она назначается тем, кто не менее 25 лет проработал в образовательных организациях для детей. Положены ли дополнительные льготы учителям на Крайнем Севере? Отвечает юрист Татьяна Попова.
Вопрос. Я педагог с непрерывным 25-летним стажем работы, живу на Крайнем Севере. Если подняли пенсионный возраст, сколько необходимо отработать, чтобы выйти на льготную пенсию?
Ответ. Педагогам, не менее 25 лет работавших в организациях для детей, страховая пенсия назначается досрочно независимо от их возраста (пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Однако в связи с изменившимся пенсионным законодательством изменились сроки назначения такой пенсии. Они закреплены в приложении 7 к ФЗ «О страховых пенсиях»:
в 2021 году: не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости;
в 2022 году: не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права;
после 2023 года: не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права.
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/vospitaniye/eksperty/2540713-s-kakogo-vozrasta-uchitelya-kraynego-severa-imeyut-pravo-na-lgotnuyu-pensiyu
Суммирование педагогического и северного стажа не предусмотрено.
Небольшая ремарка об изменениях в состоянии здоровья при проживании на Крайнем Севере:
-Низкие температуры. Холод приводит к интенсивной потере тепла организмом, вызывает ослабление тактильной и болевой чувствительности, снижает мышечную силу и скорость реакции, парализует волю, мысли, движения, вызывает неприятные ощущения.
-Синдром северного или полярного напряжения. Было обнаружено, что жизнь в этих широтах воздействует на организм на клеточном уровне и меняет метаболизм в целом: влияние оказывают недостаток солнечного света, колебания магнитного поля, соотношение между микроэлементами почвы, перепады атмосферного давления в течение дня и частая смена воздушных масс.
- Нехватка кислорода. Из-за низкого содержания водяных паров в атмосфере кислород усваивается хуже, чем у жителей средних широт, что может привести к ряду сердечно-сосудистых заболеваний.
- Нехватка солнечного света - негативно влияет на выработку серотонина и уровень витамина D, а также влечет за собой различные расстройства здоровья, в том числе психологического характера.
- и тд
А теперь давайте задумаемся ради чего стоит жить в таких крайне неблагоприятных условиях Не велика ли цена пенсионной льготы ?
Вернемся к рассуждениям о педагогах... На данный момент явно прослеживается дефицит педагогических кадров практически во всех регионах. В чем должна быть заинтересованность учителя ехать в неблагоприятные для жизни и здоровья условия?
На федеральном портале «Земский учитель» по состоянию на 15 апреля 2023 года зарегистрировано 155 заявок педагогов, желающих переехать на работу в Мурманскую область.
Для участия в конкурсном отборе в адрес регионального оператора полный пакет документов представили 22 претендента на 13 вакансий в образовательных организациях Заполярья.
В Мурманскую область изъявили желание приехать на работу учителя из Республик Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тыва, Чувашия, Красноярского края, Белгородской, Омской, Курганской, Ярославской, Кировской, Ростовской, Новосибирской областей и других субъектов Российской Федерации.
Участники программы – учителя, заключившие трудовой договор с образовательной организацией, расположенной в сельских населённых пунктах и городах с населением до 50 тысяч человек, на работу сроком не менее чем на пять лет, - получат единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей.
Интересен факт, что учителя, проработавшие на севере всю жизнь, увы никаких льгот в итоге не получат. В учительской среде конечно обсуждаются недовольства по поводу этого. Но факт остается фактом.
Таким образом, в проекте на будущее: мы не бережем свои опытные ресурсы, но привлекаем на ограниченный срок со стороны. Как вам такой подход?