Найти в Дзене
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Плохое интервью

Я на прошлой неделе написала пост про Алису и ее сына Петю. Петя у Алисы особенный, у него сложный синдром, но Алиса этого сознательно не замечает. Не в смысле "игнорирует", а в смысле "не переживает о том, чего не может изменить".

Я не смогла в посте разгадать секрет спокойствия Алисы, и написала честно: не смогла.

В комментариях было много поддержки и негатив тоже был (куда ж без него).

 Писали: "Зачем вы изображаете из себя психолога?", "Зачем в душу лезете?", "Какой же ужас! Издеваетесь над героиней! Как не стыдно. Зачем?"

Я злилась на тех, кто так пишет. Точнее, недоумевала. Хотя нет, не буду смягчать, я очень злилась. 

В смысле, "зачем"? Вы правда не понимаете?

А потом подумала: "А вдруг они правда не понимают? Что злиться-то? Объясни!"

Вот сбор Алисы висел-висел на сайте фонда, незакрытый. А Пете питание нужно. Дорогое. И фонд пишет: "Оль, подключись, плиз".

И тут в повествовании появляюсь я, вооруженная буквами. Моя цель - написать пост, где я раскрою героя, чтобы людям стало понятно, зачем ему помогать. Потому что без поста - не понятно. 

Вот он и не закрывается.

А из текста должно стать ясно, в чём героям сложнее, чем нам. Потому что сравнив чужую жизнь и свою, читатель (у меня их много, целая армия волшебников) подумает: "Ох, как им непросто. Конечно, нужно помочь". 

Вот такой план. И вот такая у меня роль.

Герой сознательно идет на интервью, понимает, какие вопросы его ждут. Также он может в любой момент остановить меня, может не отвечать на вопрос, может, в конце концов, не согласовывать интервью. 

Много интервью не вышло в свет, именно потому что герой не хочет ничего честно рассказывать, просто хочет, чтобы дали денег. "Напишите, что у нас всё хорошо, только пусть оплатят нам..."

А это так не работает. Фандрайзинг - это тоже работа, и тоже тяжелая. Нигде за красивые глаза деньги не раздают. 

Люди не звери, задача - не жалость вызвать, а рассказать, как герой справляется со сложной жизненной ситуацией. 

Если людям объяснить нормально, что вот, люди, смотрите - Алиса, у нее Петя, который в одиннадцать лет выглядит на три, и вот так проходят их дни, потому что у Пети вот такой синдром, и вот тут им сложно, а вот тут больно, а вот тут несправедливо, люди прочтут и сравнят свой вторник и Алисин, и подумают: "Умнички какие! Прям хочется их обнять". А вот это можно сделать через деньги.

А если я напишу пост: "Люди, вот Петя и Алиса, любят жареную картошку и сахарную вату, у них всё ОК", вы поможете? 

Нет.

Потому что вокруг тысячи тех, у кого не ОК. 

И мне приходится "ковырять" героев, спрашивать про сложное. 

Вот те, кто укорял меня в комментариях, писал "ужас-ужас", кто так благородно защищал героя от меня, ребят, вы, может, знаете другие способы, чтобы помочь закрыть сбор? Ну так научите. 

Или - ещё лучше! - закройте сбор до того, как я "накинусь" на героя с вопросами.

Большинство интервью проходят в присутствие представителей фонда. Это я успокаиваю тех, кто боится за героя, которого я кровожадно интервьюирую. Тех, кто думает, что герой рыдает в углу, допивая флакон валокордина, а я, наседая, ору на него : "Говори, как вас обижают!"

Если вы правда думаете, что это легко, то просто попробуйте.

Я лично выгораю на чужих судьбах и трагедиях за пять встреч, я от психолога не вылезаю, чтобы залечивать свои страхи, что жизнь в любую минуту может измениться, и иногда беру себе отпуска от благотворительности, потому что забываю, что здоровые дети и счастливые семьи тоже существуют.

И я спрашиваю там, в посте, героиню:

- А ты не сравниваешь сына с другими?

Этот вопрос прям триггернул людей. Мол, что вы, Ольга, несете, это не этично, нельзя сравнивать... 

Пристыдили меня.  

Ох, дорогие мои. Не знаю, какого уровня самодостаточности надо достичь, чтобы не сравнивать себя с другими...

Скажите, вы правда ни с кем себя не сравниваете, ни на кого не равняетесь?

Даже безотносительно благотворительности.

Мне вон все время в качестве примера других приводят, более успешных писателей. Пишут: "Вот, смотри, Цыпкин что творит... И сериалы, и концерты. И туда, и сюда".

Я вижу. Он молодец. Я тоже хочу, как молодец Но я между "и туда, и сюда", должна детей забрать и макарон сварить, и забежать за сапожками тридцатого размерчика в магазин... Мы очень разные жизни живем, и я помню об этом, когда сравниваю.

Жизнь так устроена, что мы подсматриваем в судьбы друг друга. С разными целями. Кто-то позавидует, кто-то вдохновится. 

Правильно ли это - сравнивать? Нет, конечно. Это, как минимум, бесполезно, потому что мы все уникальны. 

Но как не сравнивать? 

Не видеть?

Я читаю Володю Васкевича, это слепой парень, который посетил 28 стран, путешествует, весело носится по планете, активный, драйвовый.

Мы лично знакомы, он такая батарейка: энергия и оптимизм в одном флаконе.

Я у него в блоге прочла пост недавно, что главный вопрос, который ему всегда сочувственно задают: "Наверно, это так трудно, жить вслепую?"

А он с рождения не видит, он не преодолевает слепоту каждый день, а просто... не зная другой жизни, решил не унывать в этой. 

И на грустный вопрос про трудности, он смешно ответил:

- Самое трудное - первым уходить с вечеринки. В прихожей - 30 пар обуви. Как вслепую свои найти? Вот задача!

Классный Володя)

Я на своих выступлениях говорю про себя честно, чтобы другие могли мои жизненные миниатюры на себя примерить. Не чтобы сравнивать, но хотя бы прикинуть, что сделали бы они. Вдруг там ответы.

И я два часа говорю про себя, а люди слушают про них. Потому что я универсальное говорю, то, что может с каждым случиться.

Сбор для Алисы и Пети закрыли. 

Потому что люди сравнивали свою жизнь и Алисину. Думали: "Молодец девчонка. Живет, не замечая проблем. Вот бы мне так научиться". 

И даже те, кто укорял меня, сравнивали по факту то, как они бы взяли интервью, и я. Они бы сделали это лучше, иначе, деликатнее. В теории. А на практике они не знают. 

А я , кстати, и не сказала, что интервью хорошее. Но оно эффективное. 

Сбор-то закрыт.

Спасибо, моя Армия волшебников, всегда поддерживающая меня даже в моих провалах.

Автор
Автор