Найти в Дзене

БЕЗУСЛОВНЫЕ И УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. ИХ РОЛЬ В ПОДДЕРЖАНИИ БИОХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

В предыдущем разделе я намеренно посвятил вопросам физиологии нервной системы лишь несколько общих фраз. На самом деле эта тема столь важна, обширна и интересна, что даже многократного увеличения объёма книги вряд ли бы хватило для полноценного обсуждения. Тем не менее, есть, как минимум, два аспекта нейрофизиологии, без необходимых знаний в которых мы не сможем до конца понять природу ожирения, а также разобраться в причинах, из-за которых физиологические настройки организма постепенно смещаются в сторону избыточного накопления жиров. Я уже не говорю о перспективах достижения главной цели этой публикации – помочь людям, стремящимся к восстановлению здоровья и стройности, научиться грамотно управлять природными механизмами нормализации обменных процессов.

К таким аспектам я отношу законы, по которым формируются (живут и изменяются) т.н. условные рефлексы*. А также всё то, о чём я упомянул в начале первой главы, говоря о существовании в организме некой глобальной автоматической «операционной системы» под условным наз­ванием «динамический стереотип»**.

* - Рефлекс (от лат. Reflexus – отражённый) – стереотипная реакция живого организма на раздражитель – основная форма деятельности нервной системы. Термин «рефлекс» был введён французским учёным Р.Декартом в XVII веке. Впервые применён в объяснении психической деятельности основоположником русской материалистической физиологии И.Сеченовым. Понятие «ус­ловный рефлекс» и основные механизмы его формирования и функционирования впервые нашли отражение в учении И.Павлова «О высшей нервной деятельности».

** - В процессе работы над книгой мне показалось более логичным включить вопросы, связанные с подробным обсуждением динамического стереотипа, в самостоятельный раздел 1.2. «Биологические ритмы. Динамический стереотип. Термодинамика дневного и ночного метаболизма».

Многие из моих читателей наверняка уже знают, что практически все основные проявления жизнедеятельности организма поддерживаются и регулируются рефлексами. На любой раздражитель, начинающий воздействовать на тот или иной орган, ткань или группу чувствительных клеток, организм отвечает определенным автоматическим раздражением профильных отделов нервной системы, позволяющим операти­вно подключить необходимые ресурсы для адекватных биохимических (или поведенческих) реакций и восстановления равновесия обменных процессов. Рефлексы обеспечивают как самые простые ответные действия (например, отдёргивание руки при контакте с горячим предметом), так и сложные содружественные реакции многих отделов нервной и гуморальной систем, связанные, например, с реализацией полового инстинкта или борьбой за выживание.

Среди многообразия видов рефлекторных реакций, которые специалисты ранжируют как по значимости в поддержании жизненно важных функций, так и по видам чувствительных рецепторов, а также по степени сложности рефлекторных дуг, по анатомическому расположению и мн.др., нам, в первую очередь, понадобятся знания о том, чем отличаются и каким образом образуются т.н. безусловные и условные рефлексы. Потому, что первые из них иногда побуждают нас к действиям, не очень согласующимся с интересами фигуры. А вторые мы сами на­стойчиво и вдохновенно воспитываем, иногда по объективной необходимости, а зачастую и просто стараясь угодить первым. И которые потом уже не слышат протесты полнеющего тела, безраздельно владея нашими привычками и образом жизни.

Но обо всём по порядку.

Безусловные рефлексы – это унаследованные от предков (врождённые), свойственные всем представителям данного вида и независящие от условий обитания рефлекторные реакции на внешние и вну­тренние раздражители, позволяющие поддерживать наиболее важные для жизни поведенческие функции (питание, защита, ориентирование, размножение и пр.), а также влиять на работу органов и тканей, обеспечивающих стабильность и возобновляемость биохимических процессов в организме (дыхание, потоотделение, сердцебиение, усиление перистальтики кишечника при контакте с пищевым комком, выброс инсулина при росте содержания глюкозы в крови и мн.др.).

Условные рефлексы — это основанные на безусловных рефлексах и модифицированные под влиянием особенностей внешней среды и высшей нервной деятельности устойчивые формы автоматическо­го реагирования индивида (особи), которые отражают опыт предыдущих взаимодействий, способны видоизменяться при изменении ус­ловий существования, но не передаются по наследству. УР возника­ют при определённых условиях и исчезают при их отсутствии.

Инстинкт — совокупность врождённых тенденций и осознанных стремлений, первично формирующихся под воздействием множест­ва функционально сопряжённых безусловных рефлексов и биоритмов, которые реализуются в форме сложного не связанного с логическим мышлением целенаправленного поведения, обусловленного сложившимся типом условно-рефлекторных связей, функциональными возможностями индивида и особенностями внешней среды.

Итак, при внимательном знакомстве с природой безусловных рефлексов возникает невольное ощущение того, что все основные функции, в том числе влияющие на пищевые потребности и обмен веществ в организме, уже предопределены при рождении. И если пищевые рефле­ксы «правильные», то сам процесс реализации пищевого инстинкта не будет сопровождаться перееданием и накоплением лишних жиров в организме. А если «рефлекс насыщения» по каким-то причинам не зна­ет ограничений – любые наши попытки контролировать вес будут как бы заранее обречены на вечную борьбу с собственной физиологией.

На самом деле это не так. Видовые врождённые рефлексы действительно побуждают новорожденного совершать важные простейшие действия, помогающие поддерживать жизнь и взаимодействовать с внешним миром (хватательный и сосательный рефлексы; группа рефлексов, отвечающих за пищеварение и терморегуляцию; рефлексы опорожнения мочевого пузыря и кишечника; чувствительные и двигательные рефле­ксы, позволяющие ориентироваться в пространстве и мн.др.). Но главная их функция не в этом.

Безусловные рефлексы, за исключением, разве что самых элементарных (уколол палец – отдёрнул руку, услышал шум – перевел взгляд в направлении источника звука и т.п.) не имеют самостоятельной роли, но служат важной побудительной основой для формирования более сложных групп содружественных рефлексов, учитывающих конкретные условия (отсюда и название таких рефлексов – «условные») существования индивида.

Ведь ребенок в процессе взаимодействия с внешней средой не просто реагирует на размер, плотность, форму предметов, а также на свет, запах, вкус, цвет и пр. Он познаёт мир! Приобретает полезный опыт. Учи­тся более удобным для себя и подходящим для окружающих вещей и событий образом реализовывать то, к чему побуждают его врождённые потребности и инстинкты. Одновременно учится и сам организм. Его полученные от природы первичные рефлексы в координации с прогрессивно усложняющейся высшей нервной деятельностью постепен­но приспосабливаются к особенностям окружающего мира, находят и закрепляют в памяти наиболее простые и наименее затратные пути (шаблоны) достижения гармоничного равновесия с ним. Таким образом условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и на­копления новых навыков.

Как я уже упоминал, разработка учения об условных рефлексах во многом связана с именем Ивана Петровича Павлова, который впервые показал, что любой новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если его некоторое время предъявлять вместе с безусловным стимулом. Например, у собаки начинает выделяться желудочный сок (безус­ловный рефлекс) если дать ей понюхать мясо. Если же каждый раз с появлением мяса будет звенеть звонок (загораться лампа и т.п.), то уже через несколько подобных сеансов нервная система собаки начнёт ассоциировать с пищей не только мясо, но и этот звук. Желудочный сок будет выделяться в ответ на звуковой сигнал, даже если мясо не предъявлено.

Условные рефлексы лежат в основе т.н. «приобретённого поведения» то есть всех тех типовых алгоритмов реагирования на окружающую действительность, которые наш организм, взаимодействуя с сознани­ем, приобрёл благодаря многократным повторениям. Это наиболее простые автоматические программы. Которые позволяют прогнозировать типичные виды предстоящих нагрузок (раздражений) и отвечать на них готовыми рациональными алгоритмами реагирования.

Ремарка к теме

Окружающий нас мир, как правило, достаточно стабилен и предсказуем в отношении своих базовых параметров и характеристик. Тем не менее, определённые его свойства постоянно динамически изменяются, требуя от нашего организма адекватных приспособительных реакций. В подобных условиях успешно существовать в равновесии с окружающей действительностью могут лишь те, кто способен поддерживать собственную стабильность, а также адекватно реагировать на возникающие изменения.

По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается целая система гармонично ассоциированных условно-рефлекторных связей. Такую форму адаптации физиологи называют динамическим стереотипом. ДС лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на велосипеде, мы впоследст­вии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть. Причём, эта способность сохраняется на всю жизнь.

В рассмотренной только что физиологической цепочке <безусловный рефлекс → условный рефлекс → комплекс условных рефлексов> (динамический стереотип) для нас наибольший интерес представляет работа с условными рефлексами. Ведь практика воздействий на динамичес­кий стереотип в целом (чего только стоят бесконечные попытки людей добиться «баланса стройности» гипокалорийными диетами или усиленными физическими нагрузками), как правило, не приводит к желаемому результату. Она лишь моделирует «физиологию болезненного состояния» и заставляет организм жёстко сопротивляться. Безусловные рефлексы сами в большинстве своём реализуются лишь как компоненты условных, но в «чистом виде» не способны к модификации.

Совсем другое дело – условные рефлексы! Они пластичны, сравните­льно легко поддаются «перевоспитанию», отлично закрепляются в физиологической памяти. Следует также иметь в виду, что именно УР составляют основу многих наших «хотелок» и мотиваций. И если грубыми лобовыми атаками сложившийся динамический стереотип не свернёшь, то при грамотном и неагрессивном воздействии на его компоненты – сложные условно-рефлекторные дуги удаётся получить поразительные результаты!

Именно этим, т.е. освоением способов переформатирования различных условных рефлексов «с полноты на стройность» (и, как следствие, общих физиологических настроек организма) мы и займёмся в III, IV и V главах книги. А пока ещё раз посмотрим на различия безусловных и ус­ловных рефлексов (Таблица № 1) и внимательнее изучим общие прави­ла образования, закрепления и угасания условно-рефлекторных реакций.

-2

Физиологи различают три стадии образования условного рефлекса: генерализации, концентрации и стабилизации. Существует также четвертая стадия, возникающая тогда, когда надобность в рефлексе пропадает или он замещается каким-то другим способом реагирования – угасательное торможение.

Стадия генерализации, или обобщенного ответного действия

В самом начале появления условного раздражителя (либо смены условий существования и новых нетипичных воздействий) в коре головного мо­зга начинают устанавливаться нервные связи между зоной, принимающей воздействие, и регулирующими центрами низового уровня. Возникают отличные от традиционных (существовавших ранее)спонтанные формы рефлекторного реагирования. Однако без многократных разд­ражений такого рода рефлекс не является условным и самостоятельно не воспроизводится.

Тем не менее, появление первых специфичных реакций коры на условный раздражитель можно считать началом образования условного рефлекса*. При повторных воздействиях изменённого (либо совсем ново­го) раздражителя алгоритм реагирования становится всё более однозначным и предсказуемым, а поведенческие реакции (проявление рефлекса как осознание потребности и позыва к действию)эволюционирую от «скорее спонтанных» к «скорее автоматическим».

* - Имеются в виду ответы т.н. адаптивного типа (подробнее в разделе 1.3 «Ответные реакции адаптивного и мобилизационного типа»), т.к. стрессовые реакции, как правило, не отличается высокой специфичностью к раздражителю. В то же время запредельное возбуждение какой-либо зоны ЦНС способно генерировать стойкий условный рефлекс на группу близких по типу раздражителей даже после однократного воздействия.

В этой стадии до конца не устоявшийся условный рефлекс легко затормаживается. Сохраняется неточность и аморфность ответных реакций, рефлекс может не проявиться совсем при изменении каких-то условий или обстановки.

Стадия концентрации, или специализации условного рефлекса

При дальнейшем многократном повторении воздействия раздражителей иррадиация в непрофильные зоны постепенно затормаживается, возбудительный процесс начинает концентрироваться в каком-то одном нервном центре, или ассоциации функционально связанных зон ЦНС. Чем больше закрепляются условно-рефлекторные связи, тем в меньшей степени проявляется явление генерализации и усиливается специализация на конкретный условный раздражитель.

В этой стадии условный рефлекс начинает проявляться автоматически в виде точного и конкретного ответного действия на раздражающий импульс и не проявляется на другие раздражители, сходные с условным. При нестрессовых колебаниях условий внешней среды и окружающей обстановки условный рефлекс уже не затормаживается.

Стадия стабилизации условного рефлекса

Устойчивый характер ответных метаболических изменений (на уровне органов и тканей), привычек и навыков (на уровне поведенческих реакций) формируется при многократном повторении условного рефлекса в обстановке различной сложности. Автоматическое проявление рефлекса на условный раздражитель теперь не требует постоянного подкрепления его безусловным раздражителем.

В этой стадии условный рефлекс окончательно становится стереотипным.

Угасательное торможение развивается при многократном неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем. Например, если человек часто бывает в аэропортах и у него выработан рефлекс повышенного внимания на характерный звуковой сигнал, предваряющий объявления диктора, то даже попав в транзитную зону аэропорта другой страны, где объявления делаются на незнакомом языке, он какое-то время будет по-прежнему реагировать на предваряющий сигнал. Однако, со временем, поскольку следующий за сигналом голос информатора для него не имеет смыслового значения, эта реакция тормозится.

Примерно такая же динамика торможения наблюдается и на пищевые рефлексы. Обычно пищевые условные рефлексы у детей начинают угасать после пяти - десяти неподкреплений, у взрослых после десяти-тридцати. Недавно образованные условные рефлексы пропадают ра­ньше, чем старые; быстрее угасают и медленнее восстановливаются условно-рефлекторные связи у лиц со слабым типом высшей нервной деятельности. У людей возбудимого типа угасание условных рефлексов наступает позже, чем у уравновешенных, поскольку у них слабее развито внутреннее торможение.

Способность к угасательному торможению имеет важное биологическое значение. Оно позволяет освобождаться от рефлексов, утративших свой адаптивный смысл, являясь физиологической основой забывания, а также избавления от различных ненужных привычек, навыков и умений, знаний, взглядов, установок, тягостных воспоминаний.

Ремарка к теме

Я не буду прямо сейчас, на стадии представления наиболее общих законов физиологии, углубляться в обсуждение, каким образом процессы образования или деградации условных рефлексов могут определить, к примеру, состояние жироуглеводного обмена и развитие склонности к полноте. Хотя зависимость эта, безусловно, имеется. И не маленькая! Но всё же посоветовал бы наиболее пытливым умам уже сейчас потренировать свои диагностические способности.

Предлагаю сыграть в игру под условным названием «поиск диверсантов». Для этого Вам необходимо будет задуматься над тем, с какими типичными и, казалось бы, необходимыми условными раздражителями Вы регулярно сталкиваетесь в течение дня, и насколько естественными и полезными они бы были для человека (как вида) в неких идеальных условиях. И на этой основе провести мысленную инвентаризацию своего образа жизни на «рефлексовредительство». То есть попробовать сопоставить все свои особенности быта, традиции, собственные предпочтения и вынужденные ограничения, а также специфику режима дня, привычки окружающих, нюансы Вашей трудовой деятельности и взаимоотношений в коллективе и т.п., со стадиями формирования сопряжённых с ними условных рефлексов.

А теперь постарайтесь обнаружить и выделить из всего, что я перечислил, те самые врождённые (безусловные) и обстановочные (ус­ловные) раздражители (мотивации), которые регулярно потенциру­ют: двигательную активность; пищевые привычки; психологическое состояние; сопротивляемость и устойчивость иммунной и гормональной систем (со знаком – или +); интимные переживания, эмоции в отношениях с детьми (родителями, супругом) и пр. То есть всё то, что в конечном итоге предопределило характерные для Вашего организ­ма, скажем так: доминирующий способ достижения баланса и общее состояние здоровья.

Обратите внимание на то, какой у Вас в настоящее время гомеостаз – обычный видовой или со склонностью к полноте? Похоже «со склонностью». А раньше был какой? Нормальный? Тогда постарайтесь оценить текущее состояние своих типовых условных рефлексов* и сравнить их с подобными же группами рефлексов у себя «прежней» (вспоминайте, входите в прежний образ и попробуйте примерить текущие привычки к предпочтениям и условиям прошлых лет), а также у тех, кто живёт рядом с Вами, но почему-то сохраняет стройность.

* - Сигналы на сон и бодрствование, позывы погулять, поработать, полежать, пожевать, выпить, поцеловать, создать шедевр, прибить начальника, занять­ся спортом и т.п.

Экстраполировав особенности собственной жизни на правила формирования условно-рефлекторных связей, отмотав причинно-следственную цепочку назад и подумав, под воздействием каких регулярных «раздражителей» шло формирование рефлексов в последние го­ды, Вы уже сейчас сможете вполне самостоятельно разглядеть** многие причины неправильной физиологии и «смещённого» баланса.

** - Поздравляю! Теперь остаётся лишь усвоить, по каким правилам адаптологии и клинической физиологии следует строить программу «перевоспитания» рефлексов, ещё раз уточнить (лучше всё же в контакте со специалистом), все ли главные причины удалось «разоблачить» и какие из вредных сторон Вашей жизни всё же придётся устранить, какие ослабить и что добавить взамен. Ну и… продолжать читать книгу, чтобы больше узнать про эти самые «липогенные факторы», адаптивный и мобилизационный типы обмена веществ и ещё про многое такое, что сделает Ваш путь к стройности необычным, вдохновляющим, осознаным и комфортным. А главное – реальным!

(продолжение следует)