О фатальной дезориентации немецких антифашистов в вопросах войны и фашизма на Украине
Разговор с членом правления и специалистом по образованию Фонда Маркса-Энгельса в Вуппертале Юргеном Ллойдом в рамках конференции «Бандеровский комплекс», которую проводит газета «Юнге вельт», ведёт её корреспондент Сюзанн Витт-Шталь.
Какую роль играет украинский фашизм в нынешней войне против России?
Решающим является вывод о том, что фашизм действительно играет определенную роль в этой войне. Тот факт, что фашисты активны на Украине, — это не просто побочный эффект, который принимают те, кто заинтересован в этой войне — например, потому, что их считают полезными бойцами. Империалисты, связанные с НАТО, прибегли к фашизму на Украине, исходя из своих интересов и условий, при которых они могут их преследовать. Конкретно это объяснить не так-то просто, потому что у нас, конечно, нет доступа к тому, что согласовано за закрытыми дверями. Но поскольку фашисты на Украине добились того, чтобы правительство Зеленского не вступало в переговоры с Россией о прекращении боевых действий, это дает ключ к разгадке их функции.
Есть ли исторические параллели этому развитию?
Я бы предпочел говорить о законах. Марксисты понимают это под термином фашизм. В Германии монополистический капитал также примерно в 1927/28 году принял решение отойти от буржуазно-парламентской формы правления, поскольку он стремился к войне.
Подобные соображения являются табу среди немецкой общественности — в большинстве случаев яростно отрицается даже несомненно большое влияние украинского фашизма. Среди наиболее ревностных сторонников диктата молчания и тривиализации — гегемонистские силы Левой партии, профсоюзы и даже антифашистское движение, такое как ВВН-БДА. Как это можно объяснить?
На теоретическом уровне могут быть продемонстрированы ошибочные оценки опасности фашизма: люди зачарованно смотрят на фашистские группировки и их идеологии и, путая средства и цель, определяют источник опасности там. В результате борьба за предотвращение фашизма заменяется борьбой против «фашистов». За этой теоретической неудачей кроется политическая ошибка: некоторые люди больше не хотят признавать, что опасность фашизма уже полностью встроена в систему монополистического капитализма и что нет необходимости в «злых» силах за пределами этой основы. Ошибки реформистской социал-демократии, приведшие к банкротству усилий Веймарской республики по защите от фашизма, повторяются один в один.
И вместо того, чтобы нападать на пропаганду НАТО, некоторые левые перенимают ее: например, болтовня о «еврейском президенте», при котором не может быть фашизма. Или сказка о нацистских частях, которые практически в одночасье перестали быть фашистами, когда интегрировались в украинскую армию. Тот факт, что в апреле бригада «Азов» отметила 80-летие дивизии Ваффен СС «Галичина», как и многие другие столь же безобразные факты, не ослабляет энтузиазма, в том числе среди антифашистов, по распространению столь нелепых побасёнок. Неужели все это просто досадные ошибки?
Нет, конечно. Чем-то подобным, будучи продуктом индивидуального воображения, можно было бы пренебречь. Но как социально эффективное явление оно не является результатом случайных ошибок, а имеет мотивы и причины, которые нам следует понять. Я думаю, что это — как и в случае с веймарскими социал-демократами — оппортунизм, направленный на то, чтобы приспособиться и примириться с преобладающим капитализмом. И все, что может быть разрушительным, игнорируется или запирается.
Какую роль играют интеграционные силы сегодняшнего тоталитарного капитализма и тоска, которую они питают к новому дому в консенсусе НАТО, месту у «национального племенного огня», как однажды засвидетельствовал Моше Цукерман левым немецким нормализаторам и, конечно же, еще и властно-политические расчеты — желание как-то «сделать бизнес» с зелёными?
Натренированная способность немецкого империализма деформировать всё, что может быть оппозицией, таким образом, чтобы это можно было подчинить своей собственной потребности в правлении, очевидна не только в антифашизме. Интегрирующая сила монополистического капитализма является одновременно источником слабости левых и её следствием. Давно пора понять эту связь и остановить эту динамику. Уклонение от необходимой борьбы с господствующим капитализмом само по себе всегда является элементом социального правого развития и прокладывает путь к войне и фашизму.
Левые социал-шовинисты выдвигают все новые варианты идеологической деформации категорического принципа «Главный враг — в нашей стране». До сих пор она звучала так, как будто немецкий империализм не был связан с НАТО и как будто Рамштайн не существовал как центральная база для военных ударов США; их агрессивные войны против Ирака и т. д. не были нашим делом. С момента провозглашенного канцлером «поворотного момента» прозападный фашизм больше не беспокоил немецких антифашистов. Они должны быть посвящены исключительно АдГ, требует громкий светофорный истеблишмент Антифа. И это несмотря на то, что фашисты в украинской армии, чьи политические предки были пособниками Гитлера, модернизируются и обучаются Германией. Разве левые сейчас объективно не вовлечены в паралич антифашизма и пересмотр того, как мы примиряемся с немецким прошлым?
Да. Со «Светофором Антифа» обозначена проблема: эти люди избегают конфронтации с врагом, реальными авторами и операторами правовых разработок. Это не те, кто видит свое оправданное недовольство преобладающими условиями, выраженное АдГ или другими правыми партиями, а скорее те, чьи интересы в настоящее время навязываются буржуазными партиями. Если эта беспомощная Антифа думает, что антифашизм состоит в том, чтобы называть Бьёрна Хёке нацистом, то это означает, что они объективно защищают тех, кто стоит за развитием правых, от протеста против его последствий. А поскольку он также борется с любым левым движением, которое могло бы придать протесту прогрессивную направленность — поскольку он боится, что это побеспокоит его порядочных друзей из ЕС и НАТО — он еще больше подталкивает людей к фашистам в АдГ и Ко.
Очевидно, на противоположной стороне находятся некоторые левые борцы за мир во всем мире, которые призывают к удобному союзу с АдГ или другими правыми. Хотят ли эти силы понять то же, что и светофорный антифа, или что-то иное, чем они?
Эти силы атакуют потенциальных Антифа, но все, что они могут сделать, это просто свести на нет свои ошибки. Если затем они придут к выводу, что целесообразным будет содержательный подход к фашистской демагогии (Дитер Дем сделал нечто подобное на мероприятии Фонда Маркса-Энгельса в мае с положительной ссылкой на генерала Шлейхера), то это будет столь же фатальной дезориентацией. Они тоже неправильно понимают природу фашистской опасности, и их мотивом также является отказ противостоять реальному врагу. Они игнорируют тот факт, что империалистический монополистический капитал также базируется и правит в Федеративной Республике Германии.
К какому наиболее важному пониманию украинского фашизма сейчас должны прийти антифашисты, и какой императив из этого вытекает?
Мы не можем надеяться, что фашизм, который разжигает войну на Украине, не окажет беспощадного воздействия на наше общество, пока мы в то же время не примиримся с царящим здесь империализмом. Без ясности в вопросе, почему и для кого возникает необходимость в фашизме и кто, следовательно, несет за него ответственность — с нас и ни с кого другого! — необходимо помешать его развитию, эффективного антифашизма не существует.
© Перевод с немецкого Александра Жабского.
ВНИМАНИЕ: Дзен не показывает все мои публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи, заходите непосредственно на канал. Читайте, комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».