Найти тему
АвТОгус

Почему в СССР в 1967 так полюбили все сравнивать с 1913 годом?

Сегодня находится множество людей, причем в основном не живших в СССР, которые рассказывают сказки о прекрасной жизни в стране победившего социализма. Кого он победил и зачем, никто не задумывается. Да это и не важно. А важно то, что эти, так называемые защитники, либо надели огромные лошадиные шоры на глаза, либо просто пребывают в неведении. Они оперируют какими-то надуманными фактами и формулировками. Но самое главное, что они пытаются задавить всех статистическими данными. Тогда стоит, наверное, попытаться разобраться откуда растут ноги.

Можно сколько угодно доказывать людям, что статистические данные, особенно используемые в пропагандистских целях, не имеют ничего общего с реальной жизнью. Но это, как правило, не помогает, от слова совсем.

И тут я вспомнил как один из величайших писателей ХХ века Марк Твен охарактеризовал эти самые статистические данные в своей публикации в журнале "Североамериканское обозрение": "Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика".

Как я подозреваю, на Старой площади, в аппарате ЦК КПСС, сидели люди тоже не глупые, Твена явно читавшие. И им пришла в голову поистине гениальная идея. Так при описании достижений социализма за прошедшие после 1917 года 50 лет, а именно в 1967 году, они стали использовать просто фантастический по своей простоте, но при этом очень эффективный прием. Они вооружились фразой: "По сравнению с 1913-м годом". И если с ложью и наглой ложью в стране все было всегда отлично, то вот про статистику вспомнили лишь в конце 60-х. И нужно сказать в этом не мало преуспели.

У пропаганды появился серьезный аргумент. Можно было сделать вид, что социалистический путь вовсе не откладывал на экономику страны свои отпечатки. Закрыть глаза на кризис сельского хозяйства, нет, вечная борьба за урожай продолжалась постоянно, вот правда хранить собранное никто не умел. Забыть, что экономика страны чрезвычайно ресурсоемкая и требует огромных затрат. При этом экспортообразующих отраслей в СССР почти не было, а валютные поступления осуществлялись лишь за счет экспорта сырья, в основном нефти и газа. Вообще не рассказывать о том, что экономика военного типа, когда патронов выпускается больше чем колбасы, тупиковый путь развития и однажды затраты на военные нужды просто перекроют затраты на нужды социальные.

Зато нам, жителям первого в мире государства рабочих и крестьян весело докладывали о том, что: "по сравнению с 1913 годом промышленное производство в СССР выросло в 63 раза, в шесть с половиной раз выросли реальные доходы, в среднем, на одного рабочего, и в восемь с половиной раз на одного крестьянина". Есть правда один неловкий момент, по факту жители села начало получать паспорта только с 1974 года. А до этого, с 1935 по 1974 годы, для смены места жительства колхозникам требовалась заменяющая удостоверение личности справка от колхоза. Да и дотянуться до показателей 1913 года, я имею ввиду уровень жизни и покупательную способность, рабочие и крестьяне в СССР смогли лишь в конце 50-х.

Как красиво выглядели сводки о том, сколько выработано электроэнергии, или произведено автомобилей. К тому же после реформы 1961 года, рубль, впервые в истории СССР, стал стоить дороже доллара. О том, что население этой так называемой реформой попросту обокрали, девальвировав собственную валюту на государственном уровне, конечно же не упоминали. Но, согласитесь, как красиво звучит - в СССР было построено в пять-шесть раз больше мартеновских печей. Простите, их в царской России не было вовсе.

К слову, Императорская Россия, была конечно страной довольно отсталой и по уровню своего экономического развития, в том же 1913, находилась где-то на уровне Греции или Португалии. Но в 67-м ситуация лучше не стала, так как по уровню доходов на душу населения мы вновь оказались примерно там же.

А давайте посмотрим как обстояло дело с автомобилями. В Санкт-Петербурге, перед самой войной, инженером Пашкевичем издавался "Автомобильный справочник" со всеми данными статистики по количеству машин, как в городе, так и стране. И вот интересная информация.В том же 1912 году в столице зарегистрировали всего 1394 частных автомобиля. Среди марок пальму первенства удерживают — Benz, Opel, Mercedes, Ford, Brasier и Delaunay-Belleville, но есть и совсем редкие автомобили EMF, Martini, Barré, Tidaholm, Dasse. Всего несколько десятков, перечислять все смысла не вижу. В следующем 1913, машин станет уже 2036. Есть в справочнике данные и по другим городам, в основном крупным, там ситуация аналогичная. Но понять сколько машин было зарегистрировано, а сколько нет, увы, совершено возможно. Поскольку большая часть владельцев номеров не получала, а просто на них ездила.

Вот не менее интересная запись от того же автора. Правда это уже военный период.

-2

Так почему в СССР 1913 год стали считать "эталонным"? Да просто! По идеологическим причинам. "Мудрецы" со Старой площади воспользовавшись утверждением Марка Твена обратили статистику себе на пользу и решили продемонстрировать всем чудовищную отсталость царской России и преимущества социалистического строя. Вот только попытки сказку сделать былью, а быль сказкой ни к чему не привели. И мы все видели чем это закончилось.

СССР
2461 интересуется