Найти тему

Многоликая и воинственная Нехбет

В древности у многих народов существовали как боги повсеместного влияния, так и «региональные» покровители. Власть у них была не меньшей, чем у божеств «высшего ранга». Одной из самых ярких египетских представительниц таких существ считалась Нехбет, у которой была весьма ответственная сфера покровительства.

У египтян большое значение имело объединение отдельных земель, а потому Нехбет выступала в роли одного из символов его, как и её «коллега» Уаджит. Если та принимала облик змеи, то Нехбет изображалась грифом, что простирал свои крылья над Верхним Египтом. А что особенного было в характере этой богини? Почему ей поклонялись все – как простые люди, так и великие властители?

Регион, где главенствовала Нехбет, был определён неслучайно. Изначально именно эта богиня олицетворяла верхние земли. Об этом говорит даже само её имя, которое в переводе обозначает «властительница Некхеба». Как известно историкам, именно этот город стал центром верхнеегипетских территорий, что и стали подчиняться свое богине-защитнице. Позднее культ Нехбет начинает распространяться по всему государству, а основа этого лежит в её взаимодействии с другой богиней.

Вместе с Уаджит два божества символизировали силу и единство земли, что объединяли. При этом, учитывая животных-воплощения богинь, они ещё и подчёркивали единство противоположных стихий. Гриф парил в небе, кобра ассоциировалась с землей. При этом нередко встречаются фрески, где богини предстают в женском обличье. Они имеют немало общих черт, а главное отличие – в короне. Нехбет носила головной убор белой окраски, что и был символом верхнего региона.

-2

Обе богини являлись защитницами не только своих подвластны территорий и их жителей, но и главного «божественного» лица Египта. Чаще всего о них говорилось во время коронации нового правителя. Фараон считал Нехбет одним из главных своих оберегов, а потому изображал её на легендарных фресках и стенах усыпальниц. Первые упоминания и свидетельства о поклонении Нехбет касаются весьма раннего периода власти I династии, когда правители стремились подчеркнуть своё единство с двумя богинями-покровительницами. Кроме того, имена Нехбет и Уаджит входили в часть имени фараона, которое имело несколько составных частей. Таким образом богини присутствовали в самом правителе, что подчёркивало его «родственные» связи с ними.

Многие изображения Нехбет показывают её в образе птицы. При этом отношение к этому виду (а это белый гриф) было весьма неоднозначным. С одной стороны, гриф воплощал собой того, кто пожирает умерших в безжизненных пустынях, а значит, был свидетелем и вестником смерти. Другой взгляд открывает нам это животное с иной стороны. Как известно, стервятники высоко взлетают в небо, а потому древний народ считал, что эта птица может видеть самого Ра, находясь ближе других к солнечному свету, а значит, и его богу. Также особое внимание заслуживали крылья грифа.

-3

Их ширина и размах позволяли людям представлять, как уверенно может защищать птица-мать своих детей. Именно поэтому Нехбет нередко называли защитницей матерей – как нынешних, так и будущих. Известно, что образ богини носили с собой женщины, которым вскоре предстояло родить ребёнка.

Очень часто сочетание головы кобры и грифа украшало головные уборы фараонов. Созданные из золота, подобные образы богинь считались оберегом, а совсем не декоративным элементом короны. Подобный вариант объединения внешности божеств можно увидеть на немесе Тутанхамона. Иногда и Нехбет принимала змеиный облик, и тогда короны правителей имели головы двух кобр. Иногда символом Нехбет был рисунок цветка речной лилии, которую обвивала змея. В целом, каждая из божественных покровительниц должна была иметь несколько устрашающий вид, ведь в её обязанности входила защита.

-4

Менее распространёнными были фрески, где Нехбет предстаёт перед нами в облике коровы. Это было далеко не мирное домашнее животное, а дикое создание, что также отличалось свирепым нравом. Однако такая ипостась Нехбет дала почву для ассоциации её с материнством. Считается, что именно подобные рисунки древних художников послужили основой для олицетворения Нехбет с божественной матерью всего живого, чьё молоко льётся с неба на землю и даёт жизнь.

Как же появилась сама Нехбет? Несмтря на то, что богиня считалась матерью природных сил, она сама не имела родителей. Считалось, что Нехбет была создана в первозданном океане, причём сотворила она саму себя. При этом впоследствии она стала направлять свои силы на формирование природы и её процессов. Возможно, именно поэтому бог Хапи стал считаться спутником Нехбет, ведь он тоже управлял водами Нила.

-5

Уже с самых древних времён Нехбет почиталась теми, кого защищала. Благодаря фараонам поклонение этому божеству распространилось по землям Египта. Известно, что Усеркаф и вовсе приказывал каждый день нести в святилище Нехбет щедрые дары в виде хлеба и вина. А во время празднований он даже устанавливал изображение Нехбет на носу своей ладьи, в которой проплывал мимо различных городов. Последователи этого фараона пошли дальше. Они реконструировали её святилище, сделав его одним из самых крупных и впечатляющих храмов.

Касательно ассоциаций с другими божествами, Нехбет одна из самых сложных персонажей мифологии. Нередко она предстаёт в мифах, буквально копирующими сказания о Сехмет, Бастет или Хатор. Что же касается связи с верховными богами, то часто Нехбет называли одним из глаз Ра. Считалось, что бог этот породил её из своего органа зрения, что в понимании египтян было частым явлением.

При своём нраве защитницы Нехбет очень часто показывается нам воинственной и карающей силой. Сказание о противостоянии Сета и Гора подчёркивает, что именно Нехбет летела вслед за одним из героев, чтобы наказать Сета. Такая многогранность характера божества подчёркивает его своеобразие, свойственное матери-защитнице Нехбет.