16 июля 1969 года к луне отправился Аполлон-11, 20 июля астронавты сели на Луну. Но до этого был полет Аполлона-9, который к Луне не летал, но впервые вышел на орбиту Земли в полной конфигурации с командным и лунным модулями. Астронавты совершили перестроение отсеков корабля, два астронавта перешли в лунный модуль, отстыковались от командного и сервисного модуля и совершили автономный полет в аппарате, непригодном для посадки на Землю. Полет Аполлона-9 продемонстрировал готовность аппаратуры к штурму Луны.
А что писала советская газета "Известия", как она освещала полет трех астронавтов?
27 февраля - 3 марта 1969 года в Известиях о подготовке к полету не было написано ни слова. И вот 4 марта первая заметка:
5 марта - комментарий академика Б. Петрова:
ИСПЫТАНИЕ ЛУННОЙ КАБИНЫ. ПОЛЕТ «АПОЛЛОНА-9» КОММЕНТИРУЕТ АКАДЕМИК Б. ПЕТРОВ
ГЛАВНАЯ цель полета американского космического корабля «Аполлон-9», запущенного 3 марта,—испытание лунной кабины, на которой в будущем должна осуществиться посадка космонавтов на Луну. Арена испытаний — околоземное космическое пространство, где космонавты Джеймс Макдивитт, Дэвид Скотт и Рассел Швейкарт проведут десять суток. Программа полета «Аполлона-9» разбивается на несколько этапов.
Как вы уже знаете, после вывода на круговую орбиту высотой около 190 километров в первый день полета космонавты провели «перестройку корабля». На орбиту был выведен комплекс, состоящий из основного отсека (отсек экипажа и двигательный отсек), лунной кабины и третьей ступени ракеты-носителя. В тот же день космонавты отделили основной отсек, развернули его на 180 градусов и состыковали с лунной кабиной «нос в нос». После успешно отделился от третьей ступени ракеты-носителя. Затем космонавты включили вспомогательные двигатели корабля и отошли на расстояние от нее примерно в 600 метров. После этого корабль стал самостоятельно выполнять программу.
На третий день полета космонавты Макдивитт и Швейкарт должны через внутренний люк перейти из отсека экипажа в лунную кабину и в течение нескольких часов работать там, проверяя исправность всех систем. Дэвид Скотт в это время остается в отсеке экипажа.
На четвертый день полета космонавту Швейкарту предстоит покинуть лунную кабину и выйти в открытый космос. За плечами у него будет ранец с индивидуальным ракетным двигателем. С лунной кабиной космонавт будет соединен 8-метровым фалом. Держась за поручни, он должен перебраться к входному люку отсека экипажа подобно тому, как это проделали наши космонавты А. Елисеев и Е. Хрунов и вернется назад в лунную кабину.
7 марта космонавты должны осуществить важную операцию — имитировать взлет лунной кабины и ее встречу с основным отсеком. Для этого Макдивитт и Швейкарт, находясь в лунной кабине, отделят ее от основного отсека и, включив двигатель, отойдут на расстояние окало 170 километров. Примерно в течение 6 часов они будут совершать самостоятельный полет. Затем космонавты пойдут на сближение с основным отсеком.
Это самый ответственный момент полета, потому что лунная кабина не приспособлена для самостоятельного возвращения на Землю. Космонавты обязательно должны состыковать ее с основным отсеком корабля. Совершив еще ряд экспериментов, космонавты вернутся на Землю. Пожелаем им удачного полета и успешного приводнения!
★
НЬЮ-ЙОРК, 5 марта. (ТАСС). Американский космический корабль «Аполлон-9» продолжает полет по околоземной орбите. После отдыха космонавты возобновили выполнение намеченной программы. Они два раза включали маршевый двигатель в целях перевода корабля на более высокую орбиту."
6 марта дали слово собственному корреспонденту в США Мэлору (Мэлор = Маркс Энгельс Ленин Октябрьская Революция) Стуруа:
ПОЛЕТ «АПОЛЛОНА-9»
НЬЮ-ЙОРК, 6 марта. (По телеф. от соб. корр.). Вчера экипаж «Аполлона-9» провел первое «обитаемое» испытание лунной кабины, с помощью которой в будущем предполагается высадка космонавтов на поверхность Луны.
Согласно официальным сообщениям, испытание прошло удовлетворительно. Полковник Макдивитт и гражданский ученый Швейкарт перебрались в лунную кабину через открытый цилиндрический туннель, соединяющий ее с основным блоком корабля. Правда, переход задержался примерно на 1,5 часа в связи с тем, что космонавты не смогли вовремя выполнить предыдущую операцию, предусматривающую ориентацию по звездам с помощью телескопа и секстанта. Эти приборы заклинило.
В лунной кабине они провели около 8 часов и опробовали почти всю ее аппаратуру, включая четыре посадочные опоры, ракетные двигатели и кибернетические устройства. В это время в командном отсеке «Аполлона-9» оставался третий космонавт, полковник Скотт. Запустив один из основных двигателей лунной кабины, Макдивитт и Швейкарт возвратились в основной блок «Аполлона-9» и перекрыли соединительный туннель.
Намеченная на сегодня — 6 марта двухчасовая «небесная прогул-ка» отменена в связи с тем, что Швейкарт почувствовал себя плохо. У него дважды был приступ рвоты. Врачи, наблюдающие с Земли за состоянием здоровья космонавтов, пока не установили причины недомогания Швейкарта.
Связь между командным отсеком «Аполлона-9» и лунной кабиной поддерживалась по радио, и диалог космонавтов был хорошо слышен на Земле.
— До свидания. Я закрываю люк,— сказал Макдивитт Скотту.
— Олл райт, желаю приятно провести время, — ответил тот.
— Постараемся.
— А я приготовлю для вас обед, когда вы вернетесь.
Обещанный обед не состоялся. Швейкарт заболел, а Макдивитт ограничился одним фруктовым салатом.
М. СТУРУА."
7 марта 1969 года маленькая заметка на второй странице:
ПОЛЕТ «АПОЛЛОНА-9»
НЬЮ-ЙОРК, 7 марта. (ТАСС). Завершились четвертые сутки полета американского космического корабля «Аполлон-9».
В начале своего очередного «рабочего дня» космонавты Макдивитт и Швейкарт вторично перешли в лунную кабину и продолжили проверку ее систем. Поскольку Швейкарт чувствовал себя значительно лучше, чем накануне, было решено все же провести эксперимент выхода в открытый космос, но по сокращенной программе. Швейкарт вышел из люка лунной кабины на платформу и, держась за поручень, оставался в открытом космосе более получаса, пока корабль не зашел в тень Земли. При этом он пользовался автономной ранцевой системой жизнеобеспечения.
Весь этот период люки лунной кабины, где был Макдивитт, и отсека экипажа, где оставался космонавт Скотт, были открыты и оба космонавта находились в условиях вакуума. После возвращения Швейкарта в лунную кабину люки лунной кабины и отсека экипажа были задраены и оба отсека снова наполнены кислородом." (Известия 7 марта 1969 года, вторая страница)
8 марта - всего несколько строчек.
9 и 11 марта - не написали ничего. Вообще. (10 марта газета не выходила)
12 марта 1969 года:
13 марта - день тишины. Известия ничего не написали.
А вот 14 марта сразу две заметки. И еще одна фотография астронавтов:
И заметка. Для удобства чтения в текстовом виде:
"ИТОГИ ПОЛЕТА «АПОЛЛОНА-9». КОММЕНТИРУЕТ ПРОФЕССОР В. ИВАНЧЕНКО
В этом полете отрабатывались те элементы американской лунной программы, которые не были «охвачены» полетом к Луне корабля «Аполлон-8» в декабре 1968 года. Главной задачей полета «Аполлона-9» было испытание лунного отсека, который будет использован для высадки космонавтов на поверхность естественного спутника нашей планеты.
3 марта с помощью ракеты «Сатурн-5», запущенной с полигона на мысе Кеннеди, корабль «Аполлон-9» был выведен на околоземную орбиту. В первый же день американские космонавты осуществили важный этап своей программы — перестроение отсеков. Сам корабль «Аполлон-9» состоит из двух частей — лунного отсека и основного блока. После вывода на околоземную орбиту они составляли единое целое с третьей ступенью ракеты «Сатурн-5».
Для того чтобы перестроиться из положения, в котором отсеки выводятся на орбиту, в рабочее положение, космонавтам надо было отделить основной блок, отойти на небольшое расстояние, развернуться на 180° и состыковаться «нос в нос» с лунным отсеком, который все это время остается скрепленным с третьей ступенью.
После этого маневра оба отсека корабля «Аполлон» как единое целое отделяются от третьей ступени и начинают самостоятельный полет. Все эти операции полковник Макдивитт выполнил успешно. Второй ответственный этап программы — переход Макдивитта и Швейкарта в лунный отсек без выхода в открытый космос и опробование его аппаратуры—также прошел успешно. Но при выполнении следующего этапа возникли непредвиденные осложнения. Рассел Швейкарт должен был выйти в скафандре из лунного отсека в открытый космос и, держась за поручни, перебраться к люку отсека экипажа, подобно тому, как это проделали советские космонавты А. Елисеев и Е. Хрунов.
Из-за плохого самочувствия Швейкарта от этого эксперимента пришлось отказаться. Позднее космонавт почувствовал себя лучше, и ему все-таки разрешили кратковременный выход в космос, без перехода к другому отсеку.
Кульминационный момент полета «Аполлона-9» — испытание лунного отсека—наступил 7 марта. В будущем полете к Луне при высадке космонавтов на поверхность надо будет выполнить три ответственные операции мягкую посадку лунного отсека» взлет с поверхности Луны, а затем сближение и стыковку с основным блоком, летящим все это время по окололунной орбите»' Все эти три операции невозможно прорепетировать на околоземной орбите. Достаточно полно можно имитировать только процесс сближения и стыковки.
7 марта в 15 часов 39 минут по московскому времени, когда корабль находился на высоте примерно 235 километров от поверхности Земли, и началось это испытание — лунный отсек, в котором находились Макдивитт и Швейкарт, отделился от основного блока, где остался Скотт. Раздельный полет продолжался более 6 часов, а максимальное удаление между отсеками составляло 175 километров.
Самая ответственная операция полета — сближение и стыковка отсеков — окончилась благополучно. Следует отметить большое искусство космонавтов, удачно выполнивших все маневры, и их мужество. Ведь если бы Макдивитт и Швейкарт не вернулись к основному блоку, им грозила гибель. На Землю такая кабина не смогла бы вернуться — она бы сгорела в верхних слоях атмосферы.
Вторая половина полета «Аполлона-9» была гораздо менее напряженной. Космонавты вели научные наблюдения. В частности, они фотографировали земную поверхность для того, чтобы определить возможности исследования природных ресурсов нашей планеты со спутников. Предполагается, что со временем можно будет со спутников искать полезные ископаемые, определять состояние посевов и т. д.
По оценке руководителей программы «Аполлон» этот полет прошел успешно. С этой оценкой можно согласиться. Следует, однако, отметить, что первая, наиболее важная половина полента из-за постоянного дефицита времени у космонавтов прошла" весьма нервозно и с отклонениями от программы, кроме того, обращает на себя внимание, что как и в этом, так и в предшествующем полете корабля «Аполлон-8» некоторые космонавты заболевали. Конечно, это ни в коей мере не умаляет достоинств космонавтов, в трудных условиях выполнявших работу. Полет корабля «Аполлон-9» завершен успешно, и американских космонавтов можно поздравить с выполнением очередной космической программы."
Журнал "Земля и Вселенная" о полете Аполлона-9 написал в третьем номере 1969 года:
ПОЛЕТ "АПОЛЛОНА-9"
"3 марта 1969 г. с полигона на мысе Кеннеди в 19 часов (время здесь и далее московское) стартовал космический корабль «Аполлон-9» с тремя космонавтами на борту. Командовал кораблем полковник военно-воздушных сил Д. Макдивитт. Полковник военно-воздушных сил Д. Скотт был назначен пилотом основного блока корабля. В полете принимал участие гражданский ученый Р. Швейкарт. Два первых космонавта уже побывали в космосе на корабле «Джемини».
Экипажу корабля в течение десяти суток предстояло решить одну из трудных задач, поставленных проектом «Аполлон»: требовалось испытать в космосе лунную кабину, в которой в будущем космонавты смогут опуститься на Луну п взлететь с нее.
Через 10 минут 59 секунд после старта третья ступень ракеты и прикрепленный к ней корабль «Аполлон-9» вышли на почти круговую орбиту вокруг Земли (удаление от земной поверхности около 190 км). Вся система (корабль, третья ступень ракеты-носителя с лунной кабиной и переходник между ракетой и кораблем) весила около 135 т. Этот груз был поднят в космос ракетой «Сатурн-5», способной развивать силу тяги в 3400 т.
Через 3 часа после старта командир корабля включил вспомогательные двигатели основного блока и отделил ого от третьей ступени ракеты, затем подвел основной блок к лунной кабине и произвел стыковку. Приблизительно через час космонавты отделили основной блок с присоединенной к нему лунной кабиной от третьей ступени ракеты-носителя.
Включенный на 62 секунды двигатель вывел третью ступень на эллиптическую орбиту вокруг Земли с высотой перигея около 200 км и высотой апогея приблизительно 3000 км.
4 марта двигатель третьей ступени был включен еще па 241 секунду и ступень вышла на гелиоцентрическую орбиту. В точение вторых суток полета космонавты три раза включали и выключали маршевый двигатель, а затем «положили корабль в дрейф».
Несмотря на внезапно возникшее недомогание Швейкарта, был выполнен запланированный переход Макдивитта и Швейкарта из отсека экипажа в лунную кабину через внутренний лаз.
5 марта состоялся телевизионный сеанс и еще одно включение на 367 секунд двигателя посадочной ступени лунной кабины. Закончив испытания, Макдивитт и Швейкарт возвратились D отсек корабля.
6 марта Швейкарт выходил в открытый космос, находясь па специальной платформе.
7 марта космонавты провели самый сложный эксперимент из предусмотренных программой. Макдивитт и Швейкарт еще раз перешли по внутреннему лазу в лунную кабину и отделили ее от основного блока, в котором остался Скотт. Раздельный полет продолжался около 6 часов. За это время несколько раз включались двигатели лунной кабины п был проделан ряд маневров, в том числе сближение с основным блоком, причаливание и стыковка. Во время этого полота максимальное удаление лунной кабины от основного блока составило 175 км.
Завершив свой автономный полет и стыковку, Макдивитт и Швейкарт перешли из лунной кабины в отсек экипажа основного блока.
8 марта космонавты отдыхали. Вторая половина полета «Аполлона-9» была гораздо менее напряженной. Космонавты испытывали различные системы корабля, проверяли работу оборудования отсека экипажа. В частности, они фотографировали земную поверхность для определения возможности исследования природных ресурсов пашей планеты с искусственных спутников.
Сильный шторм в предполагавшемся районе приводнения вынудил экипаж пробыть в космосе лишних 1.5 часа и сделать дополнительный виток, чтобы обеспечить приводнение в запасном районе, которое и было произведено 13 марта в 20 часов близ Багамских островов.
Полет «Аполлона-9» прошел успешно. Несмотря на ряд трудностей, возникших во время полета, благодаря мужеству и отваге трех космонавтов очередная космическая программа была выполнена."