Найти в Дзене
Белинка. О книгах

Тайны украденных библиотек и старинных инскриптов

Рассказываем о двух книгах, которые должны быть в коллекции каждого библиофила. Андрес Ридел «Украденные библиотеки» (РИПОЛ классик, 2021) Когда говорят о грабежах нацистами культурных и исторических ценностей, обычно имеют в виду дорогостоящие предметы искусства, музейные раритеты. Книги редко входят в эту категорию. После того как в 1933 году в Германии устроили массовое сожжение книг, утвердилось мнение о нацистах как о варварах, желающих уничтожить все плоды цивилизации – особенно бумажные. На самом деле акции сожжения книг были разовыми, зато масштаб книжных грабежей, которые проводили нацисты до и во время Второй мировой войны, даже сейчас трудно определить. Книги отбирали у отдельных евреев и целых общин, разнообразных организаций (масонских, баптистских, эмигрантских, коммунистических и др.), институций, а во время войны были разграблены фонды всех крупных библиотек на оккупированных территориях. Конечно, эти грабежи – на фоне того, что происходило вокруг – были почти незаметны
Оглавление

Рассказываем о двух книгах, которые должны быть в коллекции каждого библиофила.

Андрес Ридел «Украденные библиотеки» (РИПОЛ классик, 2021)

-2

Когда говорят о грабежах нацистами культурных и исторических ценностей, обычно имеют в виду дорогостоящие предметы искусства, музейные раритеты. Книги редко входят в эту категорию. После того как в 1933 году в Германии устроили массовое сожжение книг, утвердилось мнение о нацистах как о варварах, желающих уничтожить все плоды цивилизации – особенно бумажные. На самом деле акции сожжения книг были разовыми, зато масштаб книжных грабежей, которые проводили нацисты до и во время Второй мировой войны, даже сейчас трудно определить. Книги отбирали у отдельных евреев и целых общин, разнообразных организаций (масонских, баптистских, эмигрантских, коммунистических и др.), институций, а во время войны были разграблены фонды всех крупных библиотек на оккупированных территориях. Конечно, эти грабежи – на фоне того, что происходило вокруг – были почти незаметными. Но если предметы искусства нацисты изымали для собственного тщеславия и обогащения, то книги имели ценность идеологическую.

«Нацисты хотели победить своих врагов не только на поле битвы, но и в мыслях. (…) Они хотели захватить право писать историю. Именно такая идея лежала в основе самой масштабной кражи книг в истории мира».

Андрес Ридел, автор книги «Украденные библиотеки», провел поразительное исследование: он попытался выяснить, куда делись книги, конфискованные нацистами. Оказалось, что редкие издания попадали в особые фонды, а книги, не имеющие серьезной ценности, пополняли фонды публичных библиотек. Риделу открылся страшный факт: во многих немецких библиотеках до сих пор значительную часть составляют книги, когда-то изъятые нацистами у обычных людей или организаций.

Ридел рассказывает историю Центральной и региональной библиотеки Берлина. Она была построена на руинах Берлинской городской библиотеки – сюда, вплоть до 1945 года, стекались тысячи книг, конфискованных нацистами у евреев. После окончания войны многие пометы с книг (были определенные штампы, указывающие на то, что книга была конфискована) были вытравлены, а документы о получении изданий уничтожены. И все же остались книги с экслибрисами – именно по ним библиотекари-энтузиасты пытаются найти прежних владельцев. Была создана база украденных книг: по общей информации и фотографиям надписей и ярлыков на изданиях люди могут обнаружить принадлежавшие когда-то им (или их семье) книги. В базе больше 15 тысяч наименований, и все время добавляются новые. Конечно, только малая часть книг находит своих бывших владельцев. Но такие истории случаются.

Например, удалось вернуть книгу бывшему узнику концлагеря Берген-Бельзен немецкому еврею Вальтеру Лахману. Его арестовали, когда он был подростком, а все вещи, принадлежавшие семье, конфисковали. Так в Берлинскую библиотеку попала книга еврейских сказок, которую Лахману подарил его учитель. Спустя 67 лет, прочитав статью о поиске владельцев украденных книг, он по фотографии узнал свои «сказки». После того как книга была возвращена владельцу, Лахман признался, что это единственная вещь, сохранившаяся у него с детства.

«Эти книги – хранители памяти. (…) В финансовом отношении они не слишком ценны, но могут оказаться бесценными для людей и семей, которые когда-то владели ими, а затем их потеряли»

В своей книге Андрес Ридел рассказывает истории десятков разграбленных нацистами библиотек (многие из них так и не восстановились): масонских и эмигрантских (среди которых знаменитая Тургеневская библиотека русских эмигрантов в Париже), сефардских библиотек Амстердама и идишских библиотек Вильнюса, древней еврейской библиотеки в Риме; библиотек коммунистов и отдельных коллекционеров, которых нацисты вынуждали продавать за бесценок свои уникальные собрания. Как правило, коллекции дробились, книги оседали в разных местах: от публичных городских библиотек до тайных фондов высокопоставленных нацистов (которые, как известно, при всем своем антисемитизме увлекались оккультизмом и изучали каббалу). А после окончания войны эти книги снова были разграблены – теперь уже странами-победителями. Последняя глава в книге Ридела рассказывает о ситуации с украденными библиотеками в наше время: пока отдельные энтузиасты-библиотекари стараются найти бывших владельцев книг, на государственном уровне не торопятся оказывать им поддержку. Книги, как и предметы искусства, до сих пор считаются «трофейными».

Книга в библиотеке: Ридел А., Украденные библиотеки : [нацисты, европейское литературное наследие и тайная интеллектуальная война против истории]. — Москва : РИПОЛ классик, 2021. — 446, [2] с. ; 21 см. Инв. номер 2432946-КХ; 2433166-КХ

Анатолий Марков «Магия старой книги» (Аграф, 2004)

-3

Анатолий Федорович Марков – человек-легенда в среде московских библиофилов ХХ века. Художник-график по профессии, коллекционированием книг он начал заниматься довольно рано, после окончания Полиграфического института. Первоначально его интересовали иллюстрированные издания, позже основной темой поиска стала русская поэзия ХIХ – нач. ХХ вв. За свою долгую жизнь Анатолий Федорович собрал огромную коллекцию прижизненных изданий русских поэтов, писателей, композиторов, артистов, художников, среди которых: В. Жуковский, И. Гончаров, К. Леонтьев, А. Чехов, М. Горький, М. Волошин, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Блок, С. Есенин, Б. Пастернак, Ф. Шаляпин и многие другие. Значительную часть этой коллекции составили книги с инскриптами – дарственными надписями авторов или владельцев изданий. Марков очень трепетно относился к этим документам:

«дарственные строки, оставленные авторами много лет назад, подобны свету далеких звезд… Хочется подолгу пристально всматриваться в заветные, теплые слова порой заметно выцветших автографов – здесь все вызывает интерес: кем и кому, где и когда, а порой и в связи с каким обстоятельством подарена книга».

«Магия старой книги» - это сборник очерков, в которых Марков раскрывает тайну инскриптов из своей коллекции. В ходе расшифровки надписей выясняется множество любопытных подробностей и фактов из жизни автора и его окружения. Вот, например, автограф декабриста А. А. Бестужева, оставленный им на альманахе «Полярная звезда» за 1825 год: «Графу Федору Петровичу Толстому от издателей». Марков рассказывает историю адресата. Ф. П. Толстой был известным художником-медальером (ему даже посвятил строки Пушкин в «Евгении Онегине»), но путь к славе был непрост. Семья и аристократические круги, к которым принадлежал Толстой, не одобрили его отказа от военной карьеры. От него отвернулись. Два года он был вынужден жить в подвале и едва сводил концы с концами, пока его не приняли на службу в Эрмитаж. Как известно, Ф. П. Толстой был одним из руководителей «Союза Благоденствия».

Большинство очерков раскрывают истории автографов и людей, которым были подарены книги, но иногда Марков останавливается на судьбе самого издания. «Магия старой книги» - очерк, давший название сборнику Маркова, рассказывает загадочную историю «Пестрых сказок» князя В. Ф. Одоевского (СПб., 1833). Экземпляр издания с автографом автора, подписанный доктору И. М. Ястребцову (он известен тем, что пытался обнародовать «Философические письма» П. Я. Чаадаева), любопытен тем, что за более чем полтора столетия поменял множество владельцев: некоторые из них умирали, у других книга по какой-либо причине тоже не оставалась надолго. Автор даже задает вопрос: может ли «книга создавать вокруг себя мистическую ауру и отсюда каким-то образом влиять на судьбу человека»? Пожалуй, для Маркова все его книги обладали в той или мной мере некой волшебной силой:

«Книги, на страницах которых в давно минувшие годы оставили дарительные строки писатели, поэты, композиторы, художники и артисты, подчас вызывают ощущение, что они до сих пор сохраняют тепло их рук!»

Конечно, мы не можем в полной мере понять, каково это – прикасаться к столь раритетным изданиям. Однако, когда листаешь книгу Маркова, разглядываешь автографы великих людей, возникает ощущение, что читаешь не одно издание – а десятки, сотни. Словно оказываешься в уникальной библиотеке, собравшей самые редкие отечественные издания за последние двести лет. И тот волшебный трепет, о котором пишет Анатолий Марков, невольно передается читателю...

Книга в библиотеке: Марков А. Ф., Магия старой книги : записки библиофила. — Москва : Аграф, 2004. — 671 с. ; 21 см. Инв. номер: 2326018-ОРК; 2379041-КХ

***

Автор публикации: Анна Кузьмина, библиотекарь отдела фондов и обслуживания Библиотеки им. В. Г. Белинского