Пожалуй, каждый, кто хоть раз пробовал делать машинную вышивку, сталкивался с тем, что в процессе работы ткань может вести себя крайне непредсказуемо: излишне растягиваться или, наоборот, сжиматься. В результате вышивка выглядит неаккуратно и небрежно, и, что самое неприятное, исправить все изъяны не получится.
И для того, чтобы предотвратить возможные казусы при выполнении машинной вышивки, существует стабилизатор. Он берет на себя нагрузку, которая возникает при вышивке, придавая материалу устойчивость в работе. Таким образом, благодаря стабилизатору поверхность полотна получается максимально подходящей для выполнения вышивки.
В этой статье мы подробно рассмотрим какие бывают стабилизаторы для машинной вышивки и чем они отличаются. А также разберем их основные характеристики и плотности.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Вышивальня», посвященный машинной вышивке - там вы найдете дизайны вышивки, полезные статьи и обзоры.
Какие бывают стабилизаторы?
Существует большое множество стабилизаторов машинной вышивки. Все они отличаются по ряду параметров - расположению, цвету, плотности, наличии клеевого слоя, способу удаления и т.д.
По расположению на материале стабилизаторы разделяются на:
- верхние – укладываются с лицевой стороны материала и по ним выполняется вышивка. Такой вид стабилизатора используется при работе с рыхлыми и объёмными тканями. Благодаря нему стежки не утопают внутри полотна, а укладываются ровно на поверхности;
- нижние – укладываются с изнаночной стороны материала, а вышивка выполняется по лицевой стороне.
Также стабилизаторы отличаются по цвету:
- белые – для вышивки на светлых материалах.
- черные – на темных.
Еще существуют цветные и прозрачные стабилизаторы. Прозрачную водорастворимую пленку можно использовать как в качестве верхнего, так и нижнего стабилизатора.
Все стабилизаторы отличаются по плотности. Эта величина определяет вес одного квадратного метра стабилизатора. Чем больше цифра, тем он плотнее, жестче и тяжелее. Соответственно, чем тоньше и не стабильнее ткань, тем плотнее и стабильнее стабилизатор нужно использовать. Это самое ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО выбора стабилизатора для вышивки.
В зависимости от плотности стабилизаторы можно разделить на 3 группы:
- тонкие (до 40-50 гр/м2). Используются не часто, как правило, на плотных материалах (джинса, замша), а также в качестве дополнительного слоя при вышивке на коже;
- средние (50-80 гр/м2). Используются наиболее часто. Подходят для вышивки на трикотаже, костюмной группе тканей и других материалах средней плотности;
- плотные (80 гр/м2 и выше). Подходят для более тонких материалов или при очень плотной вышивке (шевроны, патчи).
По способу удаления с готовой вышивки различают отрывные, отрезные, водорастворимые и терморазрушимые стабилизаторы.
- Отрывные стабилизаторы, как правило, хорошо рвутся в одну сторону, реже – в две. По ощущениям такой стабилизатор напоминает нетканый материал – флизелин. Данный вид не рекомендуется использовать при вышивке на трикотаже и других эластичных материалах, чтобы не деформировать их при удалении стабилизатора.
- Отрезной стабилизатор может быть тканым и нетканым. Он не рвется, удаляется с помощью ножниц. Стабилизатор вырезается по контуру вышивки. Таким образом, данный вид подходит для всех эластичных и капризных материалов. Минус такого способа удаления – он довольно затратный по времени. А большое преимущество в том, что он лучше других удерживает стежки.
- Водорастворимые. Готовое изделие с вышивкой прополаскивается в воде либо промакивают губкой, чтобы удалить стабилизатор. Водорастворимую пленку можно использовать в качестве верхнего и нижнего стабилизатора. Данный вид подходит для вышивки на полупрозрачных материалах: капрон, фатин, органза и т.п.
- Терморазрушимые. Используются при работе с теми же материалами, что и водорастворимые. Удаляются при тепловом воздействии утюга.
По способу фиксации с материалом вышивки различают клеевые и неклеевые стабилизаторы.
- Не клеевой стабилизатор не имеет собственного клеевого слоя и соединяется с материалом для вышивки с помощью клея временной фиксации. Подходит для вышивки большинства материалов и ткани.
На клеевые стабилизаторы с одной стороны уже нанесен клей (сплошным покрытием или точечно). Фиксируются с материалом с помощью утюга. Данный вид стабилизатора может затруднительно удаляться с поверхности материала. Используется для вышивки эластичных материалов и трикотажа.
Все вышеперечисленные стабилизаторы продаются как на отрез, так и рулонами. Рулоны же, в свою очередь, бывают маленькие (10-15 м) и большие (50-100 м).
Успех в вышивке во многом зависит от правильно подобранного стабилизатора. И только в процессе работы возможно научиться чувствовать материал и правильно выбирать его для той или иной вышивки. Именно это и является ключевым навыком опытных мастериц!
На первых порах мы рекомендуем приобрести небольшим метражом разные стабилизаторы, чтобы вживую их попробовать в деле, потрогать, повышивать и уже составить собственное понимание о материалах. Можно изучать бесконечно много информации на эту тему, но пока не попробуешь самостоятельно - полной картины не будет.
Кстати, на моем YouTube канале есть видео, где я подробно рассказываю про основные моменты в машинной вышивке, в том числе и про стабилизаторы. Если уже приобрели вышивальную машину или только планируете - будет полезно посмотреть!
И не забывайте про Telegram-канал «Вышивальня», посвященный вышивке. Там тоже много всего полезного и интересного!
Надеемся, эта статья была для вас полезна. Алина Шаймуратова и команда Студии МШМ.