В длинной фильмографии Моргана Фримэна можно обнаружить фильмы любых жанров, от комедий до антирасистских драм, от фантастики до боевиков. Но после невероятного успеха напряжённой киноленты «Семь» Дэвида Финчера режиссёры очень полюбили приглашать актёра в триллеры, на роли мудрых детективов и полицейских. В конце 90-х — начале «нулевых» он снялся в 3-х очень похожих по стилю и близких по тематике образцах этого жанра, которые воспринимались единой трилогией, хотя таковой не являлись. Вернее, являлись, да не совсем.
«Целуя девочек» / Kiss The Girls (1997)
Алекс Кросс — талантливый психолог, работающий в полиции. Он консультирует следователей и сам выезжает на места преступлений, чтобы вести переговоры с находящимися в критическом психическом состоянии людьми — преступниками или их жертвами. Узнав об исчезновении своей племянницы, Алекс Кросс приезжает в город, где её видели в последний раз, и узнаёт, что таинственные исчезновения молодых девушек здесь не редкость и насчитывают уже под десяток случаев. Трёх из пропавших нашли мёртвыми и истерзанными.
«Целуя девочек» — не первая экранизация книг американского писателя Джеймса Паттерсона, но первая попытка перенести на экран одну из его детективных повестей про Алекса Кросса (всего в этой книжной серии 17 произведений!). Попытка довольно успешная. Фильм режиссёра Гэри Фледера благожелательно был принят и кинокритиками, и кинозрителями (которые в кинотеатры принесли вдвое большую сумму, чем было потрачено на его производство). Вряд ли это случилось бы так, сыграй Алекса Кросса менее харизматичный актёр, чем Фримэн. Ведь «Целуя девочек» грешит тем же, что и большинство фильмов Фледера — он предсказуем. Кто скрывается под маской и называет себя Казановой можно понять уже к середине триллера (не лишённого, впрочем, достоинств).
«И пришёл паук» / Along Came a Spider (2001)
Поскольку «Целуя девочек» окупился в кинопрокате, а на видео стал хитом, кинематографисты продолжили экранизировать литературные произведения Паттерсона про Алекса Кросса. А в режиссёры догадались позвать более талантливого, чем Фледер, постановщика. И это дало свои результаты. Сиквел «И пришёл паук» у Ли Тамахори получился более масштабным, динамичным, увлекательным. И предсказуемым его уж точно не назовёшь. Правда от литературного первоисточника сюжет оказался максимально далёк — одноименный роман сильно изменили, к тому же намешали в него персонажей и ситуаций из других книг Паттерсона.
Во второй части Алекс Кросс надолго отходит от полицейских дел, поскольку сильно переживает за гибель напарницы во время задания, которым он руководил. Обратно в работу его целенаправленно втягивает… похититель девочки. Прикинувшийся учителем безумец утаскивает дочку высокопоставленного политика прямо из элитной школы, кишащей охраной. Вместо требования выкупа киднеппер заставляет Кросса пуститься на его поиски, поскольку считает, что именно этот блюститель закона с докторской степенью по психологии сумеет рассказать миру, с каким преступным гением ему довелось столкнуться.
«Особо тяжкие преступления» / High Crimes (2002)
Этот триллер, вышедший следом за «Пауком», был очень схож на него стилистикой. И воспринимался, как третья часть приключений Алекса Кросса. И сейчас вряд ли кто помнит, что Морган Фримэн играл в нём совсем другого персонажа (как и Эшли Джадд, вновь составившая с ним экранный дуэт). К тому же, снят новый фильм был тоже по книге, но совсем другого автора — Джозефа Файндера.
Хоть Фримэн играет в «Особо тяжких преступлениях» главную мужскую роль, его персонаж вводится в действие только после 30 минут с начала фильма. Актёр играет юриста Чарльза Граймса, специалиста по воинским делам. К нему обращается, коллега, талантливая адвокат Клэр Кьюбик, мужа которой обвинили в военном преступлении. По версии обвинения, Том Кьюбик на самом деле раньше носил другую фамилию, дезертировал из армии, но прежде успел перестрелять мирных жителей селения в Сальвадоре. Граймс берётся помочь привлекательной женщине, хоть для этого ему предстоит преодолеть множество препятствий, включая гостайну и собственную тягу к алкоголю.
«Алекс Кросс» / Alex Cross (2012)
И всё же, фильмы про Алекса Кросса — действительно трилогия. Но к третьей экранизации книг Джеймса Паттерсона приступили только спустя десятилетие. Фримэну к тому моменту было уже почти 75 лет, так что пришлось его заменять на более молодого афроамериканца. Им стал Тайлер Перри, куда менее харизматичный и талантливый. К тому же, он больше всего известен ролью… женщины, героини бесконечной серии комедий. Так что, Перри в роли Алекса Кросса, гоняющегося за наёмным убийцей с садистскими наклонностями, смотрелся не только «деревяно», но даже неуместно.
И, разумеется, это повлияло на результат. Боевик (довольно смотрибельный, но моментально выветривающийся из памяти) в прокате провалился, едва-едва насобирав по кинотеатрам мира примерно ту же сумму, в какую обошлось его производство. Это не только поставило крест на дальнейших продолжениях (а они уже планировались), но и серьёзно навредило карьере Мэттью Фокса, сыгравшего (и весьма недурственно) главвгада.