Найти тему
Владимир Гордеев

Октябрь (1927, СССР, военно-революционный / исторический): Эпичность как она есть

Оглавление

Юбилейный фильм Сергея Эйзенштейна, приуроченный к годовщине Октябрьской революции 1917 года, обрел за границей второе название, по-американски патриотическое: "Десять дней, которые потрясли мир", так называлась книга американского журналиста и коммуниста Джона Рида, очевидца тех событий. Кажется, что пафос и энергетика фильма настолько велики, что каждому, в том числе и американскому кинопрокатчику, захотелось как-то породниться с фильмом, придать его звучанию что-то "американское" – пусть хотя бы в заголовке и окольным путем (многие почему-то уверены, что композиция фильма схожа с композицией книги).

Короче, фильм с успехом шел на всех киноэкранах мира.

Кадр из фильма "Октябрь" (1927)
Кадр из фильма "Октябрь" (1927)

В съемках сцены штурма Зимнего дворца приняло участие 11 тысяч статистов, а электроэнергетические затраты на освещение оставили весь город без света.

Эйзенштейн начинает свой фильм с февральской революции, которая повергла изможденный от голода, смертельно уставший от войны народ в состояние краткой эйфории. В первом эпизоде толпа людей, состоящей как из пролетариата, так и обеспеченных слоев, радостно приветствует, а некоторые и участвуют в обрушении с пьедестала памятника императору Александру III. Наивные! Законно выбранное Временное правительство не намерено отказываться от союзнических обязательств. Русские солдаты делятся баранками с такими же простыми бедолагами – немецкими солдатами; меняются с ними военными головными уборами; а потом всех оптом накрывает картечь.

Далее Эйзенштейн живописно изобразит расстрел мирной демонстрации большевиков, которые "ждут перемен", на Садовой площади. Сцена закончится символическими (и в той же мере сюрреалистическими) кадрами падающей с разведенного моста мертвой лошади. Животное белого цвета, громоздко плюхающееся в воду, означает крах надежд. Средний класс и элита добились перемен для себя, но не готовы поделиться властью с теми, кто стоит ниже их. По одну сторону половинки разведенного моста, в Неву, падает лошадь, по другую сторону — на тротуар, падает дилижанс. Отныне пути тяглового животного (крестьянина, рабочего, матроса) навсегда разойдутся с путями буржуазии. Вот каков итог февральской революции.

Кадр из фильма "Октябрь" (1927)
Кадр из фильма "Октябрь" (1927)

Далее Эйзенштейн покажет укрепление большевистского движения и, как закономерный итог, пролетарскую революцию (очень длинная кульминационная сцена).

"Эйзенштейновский монтаж" (трейдмарк) — здесь, в "Октябре", доходит чуть не до абсурда. Склеек, кажется, больше, чем даже в
"Темном городе" Пройаса (этот фильм 1998 года выпуска поставил рекорд по количеству склеек). "Октябрь" стремителен до истеричности, и поначалу это дело реально раздражает, так как не дает возможности всмотреться в детали. Такое же раздражение вызывает фокусник, показывающий трюк с игральными картами.

Но Эйзенштейн намеренно избегал деталей, при этом в фильме парадоксально много сверхкрупных планов (впрочем, они сменяются с дьявольской быстротой). В этом фильме уж не найти Вакулинчука (в нем даже толком нет Ленина, хотя он и присутствует в кадре, – о чем в свое время, как известно, не замедлил высказаться Владимир Маяковский). Героями фильма становятся не отдельные человеческие личности, а человеческие толпы. Люди же, которые мелькают в кадре, низведены (или, напротив, возвышены) до уровня символа.

Кадр из фильма "Октябрь" (1927)
Кадр из фильма "Октябрь" (1927)

Поэтому, при всей изощренности и масштабности постановки, "Октябрь" уступает "Броненосцу "Потемкину". Раздражение, которое поначалу вызывает монтаж, идет на пользу: оно побуждает внимание, перед просмотром пребывающее в благодушно рассеянном состоянии, к концентрации. В финале же фильма, а именно в кульминационной сцене штурма Зимнего, внимание рассеивается вновь — от элементарного переутомления. Хочется не примкнуть штыки, а отомкнуть и удрать куда глаза глядят от этого бурлящего бездумного хаоса, который лишь рядится под порядок и имитирует закономерно побеждающую справедливость.

Эйзенштейн показывает время отчаянной суеты, которое характеризовалось крайней импульсивностью действий и лишь намеком на осмысленность, самыми базисными намерениями. В противовес задумке постановщиков, возникает странное впечатление, что победы и поражения, которыми был наполнен 1917 год, происходили по случайности.

Оценка: 8,0 из 10.

Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Сценарий: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров,
Операторы: В. Попов, Эдуард Тиссэ,
Композитор: Дмитрий Шостакович.

В главных ролях: Владимир Попов, Василий Никандров.
В ролях: Лаяшенко, Чибисов, Борис Ливанов, Эдуард Тиссэ.

Интересные факты о фильме:

  • Фильм снимали 6 месяцев.
  • Некоторые источники утверждают, что при съемках штурма дворца больше людей получило ранения, чем при самом штурме.
Кадр из фильма "Октябрь" (1927)
Кадр из фильма "Октябрь" (1927)

Читайте также на моем канале:

Сергей Эйзенштейн. Режиссеры советского кино
Владимир Гордеев19 октября 2023