Найти в Дзене
Дарья Freya

Самурайский кодекс сессионного музыканта: добро, уважение и "нужно разграничивать".

Привет, друзья! Продолжаю писать для вас полезнейшие эссе о музыкальной деятельности.

Автор, прячет за спиной катану :))) Август 2023г.
Автор, прячет за спиной катану :))) Август 2023г.

Я часто сталкиваюсь и в своей практике, и в практике знакомых по кулуарно-курилочным беседам на репетиционных базах с вот такой ситуацией.

Приглашают в проект сессионного артиста на конкретное мероприятие. И начинается: приглашенный, допустим, барабанщик учит струнников "правильно дергать проволоку", приглашенный басист — вокалистов "правильно дышать", вокалист – "все не то, и все не так играете" и т.д.

Насколько такое поведение уместно, если ты – не руководитель проекта, а приглашенный артист?

Автор на концерте. Март 2022г.
Автор на концерте. Март 2022г.

Кстати, нередко подобное поведение сопровождается еще и весьма некультурным тоном, с которым сессионщик высказывает свое то или иное "фи" по отношению к другим музыкантам (и даже руководитель коллектива может не быть исключением)?

Безусловно, неуместно совсем. Каким бы ни был изначально добрым и светлым данный порыв: "Хочу качественно и круто", "надо расти и развиваться" и т.д.

У проекта, где тебя зовут выступить, есть руководитель. Да, руководитель может быть плохим, хорошим, каким угодно. Но этот человек отвечает и за материал, и за процесс подготовки, и за подбор кадров.

Сессионным артистам иногда приходится играть в разных условиях, с разными коллективами. Например, на отчетниках школ и "нешкол", где работать надо не только с коллегами, но и с учениками, которые, вообще-то, еще учатся.

Да, даже у кавер-бэндов с заказами постоянными бывает совершенно разный уровень игры и он может лично вас как музыканта, так сказать, не устраивать. И это — абсолютно нормально.

Я бы даже сказала, в порядке вещей.

Автор на репетиции к первому Big Powermetal Show. И в качестве артиста, и в качестве художественного руководителя проекта. Март 2023.
Автор на репетиции к первому Big Powermetal Show. И в качестве артиста, и в качестве художественного руководителя проекта. Март 2023.

В конце-концов, если вы – не музрук и не хозяин проекта, не сами подбираете себе кадры в проект, есть тупо статистически большая доля вероятности, что где-то чей-то уровень вас будет не устраивать. Но, поскольку вы сессионный артист, лезть, еще и нагло, назидательно и достаточно агрессивно, смысла нет.

Если из "неустраивающего" вас проекта к вам обратятся по части сессионной работы еще раз, а вы уже знаете "подводные камни" типа того же недотягивания кого-то из музыкантов до того уровня, который вы ожидаете, и вас это внутренне сильно раздражает (так, что со своей реакцией слишком сложно что-то сделать), то лучше "выдержать" достойно ближайшие договоренности, а в следующий раз — отказаться.

Инструменты есть разные: начиная от банального: "Нет, не могу" и заканчивая такой историей, как повышение ставки за свою сессионную работу (либо согласятся, либо – нет, вам в обоих случаях проще).

Если уж договоренность есть, а из-за чьих-то хронических огрехов, так сказать, совсем разваливается рабочий процесс, то тут стоит занять позицию: не лезть и поучать, а сотрудничать и помогать.

Как-то так. Можете в комментариях поделиться своими историями о таких случаях, как я описала в статье :)