47,9K подписчиков

Конец октября – время встречи с ушедшими Предками

1,2K прочитали

Семидневный праздник Дзяды/Деды/Навья неделя и его традиции. Почему он приходится на точку перехода Осень-Зима? Как его отмечали наши предки? Почему он имеет общие корни с Хэллоуином, но принципиально отличается?

*На обложке фантазия нейросети Kandinsky
*На обложке фантазия нейросети Kandinsky

С наступлением октябрьской прохлады в воздухе витает аромат хризантем, а птицы, нежась в последних теплых лучах солнца, отправляются на юг. Октябрь для наших предков был особенным месяцем, ведь природа готовилась к длительному сну до самой весны.

Второй месяц осени принес за собой череду славянских праздников: Покров, проводы Водяного и Лешего, праздник Богини Макошь, Велесову ночь.

Самая последняя неделя октября была полностью посвящена различным обрядам связанным с почитанием предков — так появился праздник Осенние Деды. Это один из краеугольных праздников в календаре славян, ведь понятия рода, предков, непрерывной связи поколений (как ныне живущих, так и ушедших) были одними из важнейших, если не сказать центральных, в славянском мировоззрении. А процветание Рода, его приумножение, защита и благополучие считались основными целями в жизни каждого человека.

Автор неизвестен.
Автор неизвестен.
На Руси говорили: «До Покрова — осень, за Покровом — зима идет». Так, народная мудрость напоминает нам о том, что после празднования Покрова 1 октября (14 октября по новому стилю) приходит первое зазимье. С наступлением дня памяти предков в белорусских селеньях говорили: «Деды, приходите, с нами пейте, едите».

Почему конец октября — время встречи с Предками?

Предков чтят на четвертую неделю октября. «Выбор» даты скорее всего связан с окончательным завершением уборки урожая: напряженная работа позади, закрома полны — самое время разделить плоды успеха и процветания с предками, позвать их на угощение, а заодно и поблагодарить за помощь и покровительство.

Семидневный праздник Дзяды/Деды/Навья неделя и его традиции. Почему он приходится на точку перехода Осень-Зима? Как его отмечали наши предки?-3

С другой стороны — погода в это время неустойчивая, «пограничная», и не осень и не зима. Сам окружающий мир как бы указывает человеку на некое особое магическое время — время Перехода. По принципу подобия, который крайне часто встречается в различных древних обрядах, получается, что это не только переход от Осени к Зиме, но и Переходы между мирами Яви (живых) и Нави (мертвых), которые открываются именно в это время года, делая возможным встречи с душами предков.

Еще один смысловой пласт таков: к концу октября желтая листва стремительно опадает с деревьев, небо приобретает мрачные краски, появляется первая изморозь. Кажется, будто сама природа замирает, молчаливо скорбит — а значит, и людям следует задуматься о вечном, вспомнить усопших, оставить повседневные дела и посмотреть За Кромку.

Деды/Дзяды в наши дни — где отмечают праздник?

Традиции праздничной недели лучше всего сохранились в Беларуси, где Дзяды довольно широко отмечаются и по сей день. 2 ноября даже является официальным государственным праздником под названием День памяти. Традиционно в это время поминают всех кто относился к роду, и уже покинул землю.

Белорусский термин «Дзяды» означает «деды» или «предки» — он применяется НЕ только в отношении усопших мужского пола, в по отношению ко всем без исключения предкам.

Другое название праздника — Навья седмица. Навью славяне называли потусторонний, загробный мир, отделяя его от Яви — того, что реально и происходит «наяву» в нашем мире. Навь для славян также была реальным миром, но иным, живущим по своим особым законам. Седмица указывает на то, что празднование/поминовение длится на протяжении семи дней.

Семидневный праздник Дзяды/Деды/Навья неделя и его традиции. Почему он приходится на точку перехода Осень-Зима? Как его отмечали наши предки?-4

Примечательно, что Деды в Беларуси отмечают четыре раза в году — Зимние (в период Масленицы), Весенние (на Радоницу), Летние (перед Семухой) и Осенние или Большие Дзяды. Но именно Осенние Деды стали главным праздником для белорусов, на что указывает фольклорист В. Д. Литвинко.

Почему же к осеннему празднику отношение особое? Дело в том, что в остальное время года поминают недавно ушедших родственников, осенью же почитают память всего рода.

К неделе предков готовились заранее, с трепетом ожидая встречи и заранее настраиваясь на особый торжественный лад. Гостям с Того Света старались всячески угодить, опасаясь, что души предков будут страдать, если увидят в семье разлад, беспорядок или брань.

Любопытно, что традиция празднования Дедов прослеживается и у православных, и у католиков, что указывает на глубокую дохристианскую древность праздника. Примечательно и то, что именно его обряды сохранились относительно хорошо, в то время как под влиянием христианства многие другие — менее значительные — славянские праздники канули в лету.

Всеволод Иванов
Всеволод Иванов

Помимо Беларуси праздник в том или иной виде отмечают в Польше, Литве, в отдельных регионах России. В Шотландии и Германии в конце октября также зажигают особые поминальные огни, которые призваны почтить память покойных. В Дании принято в это время особым образом украшать гробницы предков — с использованием поминального вина, мёда, фруктов и цветов (все это опять же символы и проявления урожая этого года, который следует разделить с ушедшими).

Традиции праздника

Начинается Навья Седьмица с главного дня — Дедовой Субботы. Вся семья в этот день занята приготовлениями к праздничному ужину.

Примечательно, что большинство славянских торжеств были крайне веселыми, открыто прославляющими жизнь во всех ее проявлениях, поэтому отмечались с радостными песнями, танцами и громким смехом. Деды же — это праздник иной, который требует определенной смиренности, сдержанности. Важно не только помыслами, но и всем своим видом проявить дань уважения предкам. Детям с младенчества рассказывали, что в поминальные дни важно соблюдать спокойствие, отказаться от забав и шумных бесед.

Прежде чем приступить к приготовлению ужина, хозяйки тщательно убирали в доме. Особое внимание уделяли окнам. Считалось, что души ушедших предков, которые придут посмотреть как живут их правнуки и процветает ли род — приходят в дом через окна и двери.

Накануне Дедовой Субботы Прежде и прежде чем облачиться в праздничную одежду, вся семья отправлялась в баню.

Автор неизвестен
Автор неизвестен

Стол на поминальный ужин ломился от яств. Согласно древней традиции, блюд на столе должно быть не менее пяти. Причем подавали угощение в двух экземплярах — отдельно для живых и для мертвых. Обязательно готовили ту еду, которую предки любили при жизни.

Главным угощеньем традиционно становилась кутья и блины. Считалось, что каша — это символ вечной жизни, которая прослеживается внутри каждого рода. Кутью варили из цельных зерён пшеницы, реже из гречки.

Угощенья для предков должны были быть исключительно горячими. Души умерших вкушали еду через пар, подымающийся над кутьей и другими лакомствами.

Максим Сухарев. Домик для предков
Максим Сухарев. Домик для предков

Вечером субботы вся семья садились за общим столом. Старший мужчина в семье открывал двери настежь, приглашая души посетить трапезу. Важно было вспомнить предков по именам, сказать добрые слова в адрес каждого. Сидя за столом, нельзя ставить ноги на перекладины, находящиеся под ним. Считалось, что там могут находиться души умерших, отдыхающих в кругу семьи.

У белорусов существует примета, связанная с поминальным ужином на Деды. Так, первый, кто встанет из-за стола после трапезы, умрет в этом же году. Важно дождаться пока стол покинет самый старший родственник.

На второй день празднования ходили в гости к родственникам, снова собирались за поминальным столом. Ответные визиты по гостям могли продолжаться до конца недели. В последний день недели остатки поминальной трапезы выносили на улицу птицам.

Все традиции празднования были направлены на то, чтобы отдать дань уважения предкам, почтить их, порадовать и показать, что память о них жива. Взамен Деды даровали благословение, помогали в трудную минуту, оберегая от войн, неурожая и других напастей.

Дзяды и Хэллоуин

Сегодня огромную популярность в мире приобрел западный праздник Хэллоуин. Кто-то радостно погружается в его суету и атрибутику — вырезает тыквы, имитирующие головы, украшает дом соответствующими аксессуарами, устраивает маскарады для детей, наряжая их в ведьм и вампиров. Другие напрочь этот праздник отвергают, считая его сатанинским, чуждым нашей культуре и прославляющим всякую нечисть.

Впрочем, оба подхода довольно далеки от истины. На самом деле Хэллоуин уходит корнями в ту же самую индоевропейскую общность, что и белорусские Дзяды, где на конец октября приходится время Перехода, то есть пограничья между Осенью и Зимой, и — по принципу подобия — открытия переходов между Навью и Явью. Причем это соединение миров живых и мертвых несет самые разные последствия: с одной стороны, это возможность принять в гостях души предков, разделить с ними радость от хорошего завершения года (урожай), но с другой стороны — это и опасный временной промежуток в течение которого в мир живых могут проникать и враждебные навьи сущности. Последних во многих культурах было принято отпугивать в том числе надевая страшные маски-личины.

Дикая Охота. Автор неизвестен
Дикая Охота. Автор неизвестен

Предшественник Хэллоуина — один из ключевых кельтских праздников Самайн (отмечался в последний день октября) — как раз в большей мере концентрируется на защите от сил зла, нежели на встрече с предками, хотя и этот аспект тоже входил в понятие Самайна, равно как и различные традиции, связанные с завершением сбора урожая и демонстрацией изобилия и благополучия. Отсюда, вероятно, идет и символика тыквы — самого крупного и яркого осеннего дара. Кельты верили, что в этот день на землю приходят злые духи, блуждая в поисках заблудшей души.

С приходом христианства старые и неискоренимые традиции Самайна слились с новыми. Вместо почитания предков акцент сместился на почитание Святых, которые как бы их заменили. В новой парадигме уже Святые должны были отпугивать нечистые силы от живых, но при этом языческая атрибутика в виде страшных масок-личин также осталась. Впрочем, изначально все это носило серьезный обрядовый смысл и, конечно, не являлось костюмированной вечеринкой.

Кельтский праздник Самайн. Источник:  Pinterest
Кельтский праздник Самайн. Источник: Pinterest

Подобный причудливый симбиоз христианских форм и названий с языческими/ведическими/индоевропейскими традициями можно видеть и во многих других праздниках:

  • Иван Купало/Рождество Иоанна Предтечи;
  • языческая Масленица как начало поста;
  • Коляда/Рождество Христово на день зимнего солнцестояния;
  • Осенины (праздник Матери Земли на день осеннего равноденствия)/Рождество Богородицы.

Если говорить о сходстве Дедов и Хэллоуина, то оно прослеживается в дате, в антураже связанном с урожаем и изобилием (тыквы, каши, праздничные застолья), в представлении о пограничном времени. Осень отступает, а зима вступает в свои права, Явь и Навь сходятся в одной временной точке. Природа как бы умирает, впадая в сон и аналогично происходит в человеческой жизни, когда люди покидают земной мир, отправляясь в мир загробный.

Автор неизвестен.
Автор неизвестен.

Однако между Дедами и Хэллоуином существуют явные отличия. В своем современном виде американский праздник далеко ушел и от Самайна и от дня всех Святых, превратившись просто в разгульный карнавал со страшными масками. Сейчас уже не ясно — пытаются ли его участники нечистые силы отпугнуть, или скорее привлечь и отождествить себя с ними.

Деды же — напротив, сохранили традиции именно духового, спокойного и светлого семейного праздника. Это прежде всего торжество памяти рода, дань уважения, живая связь поколений и вера в то, что каждый человек внутри своего Рода бессмертен. За нами — ряды Предков, перед нами — ряды будущих поколений. Эта связь длится даже За Кромкой в иных мирах: никто из живущих никогда не умирает, становясь частью этой цепочки, уходящей в бесконечность в Прошлом и Будущем, в Яви и Нави. А в определенные даты — такие как Навья неделя — когда границы между мирами источаются — весь род может не фигурально, а буквально собраться вместе в единой точке «здесь и сейчас».

При подготовке статьи использовались материалы:
1. А. В. Титовец «Традиционная культура белорусов во времени и пространстве»
2. В. Д. Литвинко «Белорусский фольклор в современных записях. Традиционные жанры Минской области».

*************************************

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Кто скрывается за масками скоморохов? Собрали все убедительные и невероятные версии и интересные факты

Скифские цари в древней русской истории по 7-томнику "забытого" историка князя Михаила Щербатова. Имена, события, факты

На гербе какого русского города славянский бог Велес?

На пограничье между жизнью и смертью: щука в фольклоре - кто она?

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе выхода новых материалов!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"