Найти тему

"ПЛУТОВСКОЙ РОМАН из ЖИЗНИ АВТОТУРИСТОВ". Часть 1.

Великие люди заслуживают написания своей биографии при жизни. После жизни у них появляется много биографов, и тем ценен тот самый первый, кто возьмется за перо, дабы донести до последующих поколений добродетельные деяния своего героя.

Я знал своего героя более десяти лет. На моих глазах он, пройдя по ходу драматического произведения сквозь череду событий, превратился в то, чем является в настоящее время. То есть в живую легенду, в личность, которая по своим масштабам может превзойти Христофора Колумба, Давида Ливингстона, Николая Пржевальского и Федора Конюхова. Масштаб этой личности нам предстоит оценить для начала на страницах этой первой прижизненной биографии Саши Холодного.

Впрочем, кто-то может сказать, что такого «великого кругосветчика» вообще не существует, и что ни в одном паспортном столе данный гражданин в картотеке не значится. Ну что же, пусть для кого-то он останется вымышленным персонажем, подобно героям Александра Грина и Майн Рида.

ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЙ ДОБРОДЕТЕЛИ.

Саша Холодный нашел меня случайно. Или, лучше сказать, по провидению Божию. Он подумал однажды, что должен же быть какой-то сайт, полностью посвященный географии, а так как мой сайт назывался и называется крайне просто, по профилю, то и нашел он его мгновенно. Более того: нашел именно в качестве блюда, на котором были разложены аппетитные плоды трудов моих в виде разнообразных «экзотических» маршрутов по дальним странам. Один из них его и привлек: активный тур по Венесуэле и Колумбии с восхождением на Рорайму и походом через колумбийские джунгли к Затерянному городу. Путешествие было реально активным. Я сбросил примерно 10 кило и стал совсем стройным. Заодно поближе познакомился с Сашей, который показался довольно колоритным живчиком.

Саша Холодный расставался с банкой пива только во время сна. Слегка подвыпивший турист — мой любимый типаж. Как правило, он всем всегда доволен и смотрит на жизнь позитивно. Главное, чтобы легкое опьянение от спиртного и впечатлений не переходило в опьянение тяжелое, когда эйфория может перерасти в осознание того, что «его здесь дурят!» со всеми вытекающими кулачными последствиями. К тому же, пьяный турист бывает тяжел в транспортировке. Одним словом, Саша Холодный пребывал весь маршрут от начала до конца в оптимальном психо-физическом состоянии.

При этом Саша оказался чрезвычайно велеречивым туристом. Он молчал лишь в те моменты, когда отхлебывал «сервесу»; велеречивость усиливалась по мере накопления градусов в организме. Временами он был остроумен, временами он тонкой струйкой извергал физиологические отходы откровенной банальности, но в общем и целом Саша, словно радио-репродуктор на кухне, создавал звуковой фон, который помогал скоротать время. Из услышанного можно было сделать двоякие выводы. Первый: человек склонен к патетике, нетерпим к иному мнению, склонен к мизантропии, характерной для тех представителей «либеральных кругов», которые считают себя образованнее других. Второй: несмотря на большие амбиции, вплоть до создания собственного «философского» или даже религиозного учения, его знания в гуманитарных сферах не дотягивали даже до элементарных, так что возразить оппонентам при более глубоком споре ему было бы нечем. Стремление «преобразовать мир», разрушив его устои, и при этом иметь лишь крайне размытый план преобразований, не может увенчаться успехом, или же успехов добьются другие и с совсем иными целями.

Всё, что удалось на том отдаленном этапе выяснить у Саши, это то, что он непорочный человек, полный добродетелей, и цель его жизни — обличение и искоренение пороков. Исцеление от пороков непокорного, упрямого и глупого населения планеты Земля. Как он сам скромно обозначает по сию пору, в своих путешествиях он «совершенствует свои добродетели, искореняет свои пороки, становится духовно богаче и мудрее». Острое слово помогает совершенствовать добродетели и искоренять пороки у других людей, поэтому жизненную миссию Саши Холодного следует рассматривать как Апостольскую.

Однако, человечество неисправимо и неблагодарно, и посему впоследствии равноапостольный Саша Холодный опробовал на себе вериги мученичества за свою веру.

-2

ГЛАВА 2. ИСКОРЕНЯЮЩИЙ ПОРОКИ.

Сограждане бывают неблагодарны по отношению к тем, кто лечит их от собственных пороков, смело обличая их в благородном стремлении привить добродетель. Саше Холодному пришлось испытать это на себе в начале своей карьеры великого путешественника. Он решил стать писателем. Если точнее, то писателем-фельетонистом. Вернее, путеписателем-фельетонистом. Описывая свои путешествия в группе туристов, он, находя в них попутно пороки, требующие обличения и искоренения, не скупился на эпитеты и метафоры, рассказывая о своих попутчиках. Разумеется, имена и фамилии немного искажал, дабы герои его «сатирических произведений» не узнали себя и не надавали Саше Холодному по морде. Рассказы действительно казались смешными, особенно самому автору. Однако, картера обличителя резко пошла на спад после двух эпизодов.

Первый случился в Африке, в путешествии по нескольким странам центра континента. В Габоне в отеле к нам за столик подсели две девицы лёгкого поведения и стали откровенно «клеиться». Разомкнуть духовные скрепы на теле нашего национального самосознания им не удалось, но мы вдруг заметили, что одна из туристок из нашей родной группы неистово фотографирует наш столик. На недоуменный вопрос «зачем», и для чего нужно было так впустую собирать безобидный и бесполезный «компромат», она заявила, что читала путевые заметки Саши Холодного, в которых он высмеивает своих попутчиков, и не хочет, чтобы он про нее тоже что-то написал нелицеприятное. В принципе, ничего плохого про нее и нельзя было сказать, но на всякий случай она решила обзавестись «гарантиями». Если бы Саша Холодный решил бы всё-таки найти в ней пороки, то она эти «гарантии» отправила бы его жене. Конечно, это выглядело со стороны очень наивно, ведь я прекрасно знал непорочную и  аскетическую натуру Саши Холодного, высокие моральные принципы которого никогда не позволили бы ему воспользоваться услугами чернокожих проституток, тем более за деньги. Тем не менее, нехороший осадок от безобразного поведения этой молодой шантажистки навсегда остался в глубине чистой души Саши Холодного.

Второй эпизод связан с участием Саши в автомобильной экспедиции Дмитрия Чернова «Ocean to Ocean» («От океана до океана»), то есть от Атлантики до Индийского океана через страны Южной Африки. Я этот маршрут проделывал уже, возил и отправлял туристов, но Д.Чернов красиво преподнес проект как нечто новое и эксклюзивное, собрав несколько экипажей арендованных в ЮАР машин. Саша Холодный был приглашен на льготных условиях в качестве водителя в машину, где ехал сам господин Чернов с супругой. Разумеется, после этого путешествия появляется очередная серия путевых очерков и про самого Чернова, и про его жену.

Попытка разместить правдивый рассказ об этой паре из экспедиции на автомобильном портале Drom.ru завершилась удалением всех предыдущих рассказов Саши Холодного и изгнанием его с портала за то, что якобы в своих рассказах он сеет зло, ссоры, взаимную неприязнь среди автотуристов. Конечно, всё это подлая клевета и происки семьи Черновых, которые отвергли дружескую помощь Саши Холодного в лечении их пороков. Более того, увидев в названии одного из моих старых и опробованных маршрутов фразу «От Океана до Океана», эти неблагодарные ещё умудрились обвинить меня в краже названия их «проекта». Просто смешно!

Кстати говоря, о разнузданном воровстве чужих идей и проектов в автотуризме неоднократно пойдет речь в моем повествовании дальше.

ГЛАВА 3. ПОД ОМОФОРОМ ВЕЛИКОГО СТАРЦА.

В автотуризме есть признанные авторитеты. И есть те, кто стремится ими стать. Есть просто широко известные,а есть широко известные в очень узких кругах. Однозначно лишь то, что имена достойных автопутешественников не слишком известны глобальной аудитории. Например, если опросить прохожих, кто такой Конюхов, то большая часть скажет, что это наш выдающийся путешественник. А если спросить, кто такой Булычев, то в лучшем случае вспомнят, что он про Алису с мелофоном, которая «Гостья из будущего», написал. Старики припомнят космонавта Шаталова… Хорошо, что у меня фамилия более редкая, потому меня запомнить легко и спутать особо не с кем.

В автотуризме живая легенда и авторитет без наколок — это Сан Саныч Трушников. На него равняется Павел Иванович Садчиков, профессор загадочной кафедры автотуризма некоего вуза. Затем следуют главы разного рода ассоциаций и союзов, каждый из которых бьёт себя в грудь и утверждает, что он самый подлинный и именно он достоин президентских и прочих грантов на развитие кемпингов и автотуризма. Хотя, не могу понять, зачем нормальному автотуристу эти союзы и ассоциации. Он просто садится в машину и едет, куда захочет, ночуя в палатке, в гостинице или в самой машине. Так было во времена СССР, так и сейчас. Однако, нынче есть школы и даже академии автотуризма (имени Садчикова), клубы автотуристов, участники которых настолько одержимы идеями преодоления, что готовы свои дорогущие джипы бросить в непроходимой тайге. Фестивали автотуристов проходят чуть ли не еженедельно. Выступают на них почти всегда одни и те же лица. При этом многие принципиально не дружат между собой.

Павел Иванович Садчиков — забавный старичок, внушающий уважение своей упёртостью. В то время как многие его сверстники находятся в плену старческого маразма и ощущают на свете ласковые взгляды детей и внуков, как бы молчаливо говорящие «когда же, наконец, это закончится», Павел Иванович одержим страстью к путешествиям, к которым постоянно готовится, строча на пишущей машинке программы будущих своих экспедиций. При желании он мог бы стать лицом столичной программы «Московское долголетие», но на мое давнишнее предложение использовать по назначению свой возраст, он обиделся.

Подчеркну, что правильно выбирать нужную аудиторию — успех любого крупного предприятия. Попытки найти участников экспедиций и пассажиров со взносом 3000 долларов на собрании автостопщиков, многие из которых не держали в руках даже стодолларовой купюры, ни к чему не привела. В результате многие проекты Павла Ивановича так и не были реализованы. А иные и вовсе были, по его словам, у него украдены. Постоянная кража идей довела Павла Ивановича до состояния крайней степени подозрительности. Идеи свои, контакты, явки и пароли он собирал на флешке, которую хранил для конспирации в презервативе. В таком хитроумной упаковке из легкомысленных воспоминаний ушедшей молодости, они в итоге и были якобы «украдены», вернее, использованы   другим человеком, которому, в силу старческой своей сентиментальности,  доверился Садчиков.

Я познакомился с ним  в 2006 году, когда он предложил мне стать соорганизатором его автомобильной экспедиции по 100 странам. Потом выяснилось, что в итоге экспедиция стала анонсироваться под эгидой другой фирмы, и я потерял к проекту интерес. Впрочем, все документы и ключи от машины были украдены у Садчикова ещё в самом начале пути, поэтому автопробег был завершён за 4 дня. Тем не менее этот мощный старик не пал духом и решил организовать автопробег «Великий Шелковый Путь» вокруг Азии. На презентацию этого проекта я и пригласил Сашу Холодного, и тот вернулся с нее с горящими глазами, полный благодарности за то, что я познакомил его с таким великим человеком.

Дело в том, что незадолго до этого Саша Холодный отравился черепаховым супом и бросил пить. Вслед за избавлением от алкогольной зависимости в просветленную голову пришла мысль о том, что неплохо было бы стать «профессиональным путешественником», как Конюхов. Правда, масштаб личности Саши Холодного не шел ни в какое сравнение с конюховским, но суметь по-быстрому достичь известности можно было попробовать. Для этого надо было поучаствовать в чём-то значительном, а лучше затесаться в оргкомитет какого-нибудь масштабного проекта, который мог бы иметь громкий медийный эффект. «Великий Шелковый Путь» подходил как нельзя лучше. Тем более, что с Африкой и Черновым неудобно как-то получилось.

…Тот, кто путешествует сам по себе и для себя — просто путешествует в своё удовольствие. Пешком или на собственной яхте. Кому не хватает денег, или чей проект в силу своего глубокого смысла должен по задумке автора осчастливить человечество, ищет меценатов и партнёров, которые захотят в данный проект вложиться. Чистых меценатов мало. Деньги могут дать, если взамен что-то получат. Например, эффективную рекламу. Когда пишут в «презентации» про широкое освещение в СМИ», то авторов хочется попросить предоставить договора на это самое заветное «освещение». Потому как нормальные СМИ за рекламу коммерческих структур логично хотят денег, имея утвержденный прейскурант. Сюжет про то, что при поддержке банка «Пупкин» такой-то крутой пацан едет на край света, в 99% случаев не будет допущен в эфир за просто так. Даже если пацан реально крутой.

Далее. Помимо медиа-плана для масштабной экспедиции нужна поддержка властей. Как своей страны, так и других. Потому как часто пересечение границ на своих транспортных средствах требует выполнение формальностей, быстрое и правильное выполнение которых может забрать много времени и нервов. А с рекомендательными письмами из министерств и ведомств процесс может протекать гораздо быстрее и легче.

Экспедиция, которую задумал Садчиков, была под стать амбициям Саши Холодного и могла бы сразу оттереть тот осадок, который остался после «провального» межокеанического автопробега. Беда в том, что инициативу вдруг перехватил другой Александр, который сначала готовился ехать с Садчиковым, а потом решил, что самому надёжнее. Саша Холодный на время занял вакантное место помощника Павла Ивановича, оказавшись на непродолжительное время под священным омофором этого великого автотуристического старца. Однако, в какой-то момент Саша решил из-под омофора сбежать. Садчиков немного обиделся, обоих Саш пожурил у себя на страничках в соцсетях, ласково прозвав «воришками».

«Двоесашие» оказалось довольно действенным союзом. Через знакомого депутата Федорова Саша Холодный сумел заполучить письма поддержки из Совета Федерации и МИДа. Уж не знаю, что он наобещал в качестве целей и результатов автоэкспедиции по Азии, но по итогам репортажей каких-либо заметных по ходу пьесы так и не последовало. В сеть просочилось всего несколько фото и отголоски скандала среди участников, в результате чего до финиша добралась только одна машина, а вторая — Саши Холодного — была отправлена из Мумбая в Россию. Потом последовал круглый стол в Общественной Палате   РФ в Москве, и «сверхмасштабная супер-экспедиция» была благополучно забыта ко взаимному удовольствию перессорившихся участников.

Результатом явилась утрата веры в людей у Саши Холодного. У своего учителя П.И.Садчикова он перенял нервную подозрительность. Саше стало казаться, что его постоянно обманывают и обкрадывают, а поскольку он принципиально отправляется в автопутешествия без денег, рассчитывая на деньги партнёра, то подозрительность усиливается, когда он видит, как другие компаньоны тратят свои деньги со своих кредитных и дебетовых карт на своё усмотрение. Мне самому неоднократно приходилось покупать этому блаженному бессребреннику бритву «Жилетт» и дезодорант, искренне удивляясь, почему мужик отправляется в дорогу без таких мелочей, но моя ущербная приземлённость разбивалась о глыбу величия духа Саши Холодного. Впрочем, я не жадный. Хотя Саша Холодный в своих изредка публикуемых путевых заметках и создавал образ «Жадного Коли»,  но создать в ответ образ «Щедрого Саши» было попросту невозможно из-за отсутствия у последнего денег и возможности щедрость свою явить народу.

Вообще, если человек сам не готовит маршрут, не имеет практического опыта по организации дальних экспедиций, то у него создаётся ложное представление о том, что энная сумма денег, это очень много! На деле это не так, и без должного правильного расчета на полпути эти деньги могут закончиться. Кстати, именно истощение не слишком богатой казны той злосчастной экспедиции и привело к разладу. История умалчивает о деталях, но в итоге на круглом столе в ОП РФ в качестве организатора присутствовал лишь Саша Холодный, который путешествовал по традиции без денег, а остальные экспедиционеры бесследно исчезли…

Мораль такова: именно аскеза и бессребренничество вкупе с высокими идеалам способны вознести личность на вершину почета и славы!