Тема психологических границ личности в научном сообществе впервые прозвучала в 1912 году в исследованиях австрийского невролога и психоаналитика Виктора Тауска, который, занимаясь проблемой личностных ощущений у больных шизофренией. Глубоко погрузившись в эту тему, он сделал своего рода открытие благодаря которому возможно определить некий личностный конструкт, защищающий её от распада. Именно этот конструкт он предположил рассматривать как психологическую границу.
Со временем, наступило время развития социальной психологии. Данное направление психологии, в процессе долгих исследований, определило важность понимания и определения личностных границ здоровых людей. Важная тема с точки зрения психического здоровья.
В наше время понимание личностных границ не так уж однозначно. Хотя единого понимания личностных границ нет, и разные направления психологии дают свои трактовки. Несмотря на это, существуют базовые положения понимания личностных границ. Это те свойства и качества личности, которые помогают ей адаптироваться по жизни. Именно о подобных границах сегодня пойдёт речь.
Когда мы растем, мы волей-неволей начинаем создавать свои личные границы и устанавливать определенные правила. Это помогает нам развиваться, формировать свою личность и достигать собственных целей.
Однако некоторые взрослые родители могут выходить за рамки этих границ и нарушают психологическую сферу своих взрослых детей.
Расскажу часто встречающуюся ситуацию:
Мария была взрослой женщиной, которая уже давно покинула родительский дом. Она была независимой и успешной в своей карьере. Однако ее родители всегда ощущали себя морально ответственными за ее жизнь. Они проникали в ее приватность, давали навязчивые советы и постоянно вмешивались в ее дела. Каждый раз, когда Мария принимала решение или делала выбор, они всегда стояли рядом, готовые указать на все ее ошибки и предостеречь от возможных неудач.
Подобное поведение близких сильно влияло на жизнь Марии. Она часто чувствовала себя недостаточно самостоятельной. Неважно каких целей она достигала. Ее родители всегда считали, что они знают лучше, и Мария начала сомневаться в своих способностях. Она стала зависеть от их поддержки, думая, что без нее она не сможет принять верные решения.
Более того, каждый раз, когда Мария пыталась установить границы и сказать родителям, что она сама способна решать свои проблемы и принимать важные решения, они начинали говорить ей, что она слишком смелая и эгоистичная. Это вызывало чувство вины у Марии, и она стеснялась проявлять свою независимость.
Чтобы сохранить свое самостоятельность и достичь счастья, Мария столкнулась с необходимостью построить границы и ограничить влияние своих родителей.
Она записалась на психологическую консультацию, чтобы понять, что ее мнение важно и она способна принимать свои решения. Медленно, но верно Мария начала рассматривать своих родителей как консультантов, а не заботливых опекунов. При помощи психолога она научилась выражать свои мысли и чувства, устанавливать границы. Такое поведение отдалило их.
Со временем родители начали осознавать, что их вмешательство негативно влияет на Марию. Они задумались о том, что повзрослевшая дочь должна иметь свободу выбирать свою жизнь и принимать свои решения. Они начали уважать ее границы, принимали ее решения и поддерживали ее даже в случаях, когда они не согласны.
Таким образом, Мария и ее родители смогли перестроить свои отношения, установить здоровые границы и сохранить свою взаимную любовь и уважение.
Подобные истории часто встречаются в нашей жизни и в моей практике. Всё чаще обращаются за помощью взрослые люди, которые устали от негативных взаимоотношений внутри семьи.
Чтобы понять, как выйти из подобной ситуации, давайте обратимся к психологии.
Виды границ человека
По своей сути границы личности представляют и себя некий внутренний и внешний конструкт, который даёт нам возможность понять, где Я, а где другой.
Существуют четыре базовых вида внешних границ:
1. физическая граница (соматическая граница). Человек в пространстве конечен, и физической границей индивида является кожа. Физическая граница даёт нам ощущение своего существования. Формируется с момента появления на свет в процессе сепарации ребёнка от матери (Г. Аммон).
При взаимодействии с другими людьми принятой нормой является дистанция: 0 - 0.5 метров интимная дистанция; от 0.5 до 1 метра дружеская дистанция; от 1 до 1,5 метров социальная дистанция.
2. социальная граница. Социальная граница охраняет принятые в обществе нормы социального взаимодействия. Социальные границы в разных культурных обществах будут индивидуальны.
3. коммуникативные границы. Смысловые границы передающиеся при помощи речи. Это то что мы можем говорить, а что нет. Связаны с менталитетом и индивидуальным набором ценностей.
4. эмоциональные границы. Границы связанные с проявлением или подавлением эмоций и чувств.
Все выше описанные границы являются внешними. Но также существуют и внутренние границы. Это то, что мы сами себе позволяем или не позволяем. В том числе разрешаем ли мы проявлять здоровым образом внешние границы.
Вопрос внутренней свободы, самоорганизации, самореализации всегда будет связан с внутренними границами. Которая является важным проявлением заботы о самом себе.
Если говорить обобщающе, то наши границы являются системой предъявления себя миру. Это и есть процесс жизни. От наших границ, зависит насколько окружающий мир подавляет или принимает нас.
Чем более сориентирована личность в своих границах, тем легче и проще живётся человеку.
Последствия нарушения личностных границ
Важно понимать, что психологические границы не являются статичными и могут изменяться в зависимости от контекста и ситуации. Но развитие умения управлять этими границами является важным. Если человек не осознаёт свои границы, он не понимает границы других людей. Именно из-за этого начинаются негативные моменты взаимоотношений.
Я понимаю, что внутри семьи очень сложно сказать нет. Начинаются обиды, недопонимание, ругань. Но важно помнить, что психологические границы - это дорога с двусторонним движением. Все участники движения должны знать, понимать правила движения.
Например, живёт семья, состоящая из нескольких поколений: мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка. В подобной семье без правил регуляции взаимоотношений практически невозможно существование.
Причиной тому являются: различные формы воспитания, образования, ценностные установки поколений, влияние технического прогресса, экономического и политического влияния на семью.
Но важнее всего, по моему мнению, фактор умения общаться и адаптироваться к новым изменениям внутри группы. В нашем случае — внутри семьи.
Последствия нарушения границ:
- стресс и дистресс
- подавление эмоций
- отсутствие механизмов защиты личности из-за слияния с одним из членов семьи
- трудности с адаптацией вне семьи
- трудности с построением взаимоотношений в паре
- отсутствие или низкая самореализация
- заниженная или завышенная самооценка
- снижение или отсутствие самоидентичности (не могу ответь на вопрос "кто я")
- не понимание своих желаний (не могут ответить на вопросы: что хочу? что я не хочу?)
- аддиктивное поведение
- нарушение понимания границ тела (вопросы физической безопасности)
Пожалуй, это самые основные последствия нарушения психологических границ.
Правила семьи которые помогают не нарушать границы членов семьи
Каждый из членов семьи должен понимать свои психологические границы.
1. Понимание границ физического уровня. Не все члены семьи готовы обниматься, целоваться, держаться за ручку.
Например, подростки. Вспоминаю своего сына, когда ему было лет четырнадцать. Когда мы переходили улицу на пешеходном переходе вместе, то я автоматически брала его за руку. Он постоянно её убирал и укоризненно смотрел на меня. Время прошло, он вырос. Теперь он первым предлагает взять его под руку, если это нужно. В том числе и на пешеходном переходе. В разный возрастной период физическая граница может изменяться.
2. Нужно уметь говорить "нет" близким (не близким тоже).
Например, одна из моих клиенток жаловалась на то, что её очень напрягает мама. Её просьбы превращаются в требования, которые сводятся к материальному вымогательству. К сожалению, она изначально не могла ей отказывать, но со временем научилась, что сделало её более счастливой и целостной.
3. Осуждение внешности близкого человека не должно присутствовать. В моей практике я встречаюсь с разными случаями подобных нарушений. "Благодаря добрым намерениям близких" вне зависимости от внешности человека, родные могут навредить и быть причиной возникновения друг у друга анорексии, булимии, ожирения.
Например, в одной семье девушка страдала булимией из-за твёрдого убеждения, что она толстая. Вскоре мама узнала о недуге своей дочери, постаралась ей помочь. Дочь прошла курс терапии. Результаты был хорошие, но не совсем стабильные. Девушке предстояло пройти поддерживавшую реабилитацию. Процесс не быстрый. Срыв девушки произошёл на её дне рождения.
В гости с поздравлениями приехала бабушка. С первых минут своего визита она со смехом громогласно заявила: "какая я же ты большая стала, такая плотная, поправилась с последней нашей встречи. Мама тебя хорошо кормит. Ну прям слоник маленький..." Этих слов было достаточно. Любая оценка тела другого человека приводит к конфликтам.
4. Табу на встревание и обсуждение личной жизни. Если у близкого (и не очень) возникнет потребность поделиться своей личной жизнью, то следует подумать о готовности услышать эту информацию. Человек может поделиться о самом сокровенном, что для Вас не будет являться чем-то важным. Нужно уметь безоценочно выслушать. Если нужно, спросить о потребности в вашей помощи, но не более. Не стоит придумывать наполеоновские планы по решению проблем других. Хорошо бы уметь разбираться в своих.
5. Правило на навязывание близким своего мнения.
Например, постоянные требования родителей: жениться или выйти замуж, рожать детей, закончить институт тот, который важен для родителя, построить карьеру, быть самым одарённым и гениальным.
6. Дать детям любого возраста сепарироваться от вас. Детская зависимость от родителя может сопровождать взрослых людей всю жизнь. Взрослые сами не подозревают, что они при виде или во время разговора о своих родителях моментально регрессируют (возвращаются) в детские состояния. Таким образом проявляется инфантильность, приводящая к беспомощности.
7. Каждый в праве защищать свои границы!
- Озвучивание своих границ! Нам речь дана в том числе и для конструктивного диалога. Важно озвучивать свои желания и свои не желания.
- Искренность и правда. Лгут только маленькие дети, что является нормальным, так они учатся адаптироваться в социуме. Взрослому человеку ложь не нужна, даже не выгодна.
- Последовательность в действиях. Если я что-то озвучиваю и готов сделать какие-либо действия, то это означает, что я их выполняю.
- Временные рамки взаимодействия. Есть моменты, когда мы совсем не готовы говорить на те или иные темы. Замалчивать их не нужно, но понимать своевременность их обсуждения важно.
В заключение,
самым важным в наших взаимоотношения - умение безоценочно воспринимать друг друга, уметь не слышать, а понимать, что поможет поддерживать в семье баланс здоровых взаимоотношений.
Пока так...Ставьте лайки, задавайте вопросы.
Бережно и с уважением,
Елена Пикалова
Психологическое консультирование и терапия www.psycholog-epikalova.ru