Если в любой точке исламского мира стреляют, там рано или поздно появляются и радикалы из нефтяных арабских монархий, и «бородатые» из бедных ближневосточных стран, и афганские наемники, и бойцы из шиитских военных группировок, которые сидят на зарплате у Ирана.
Но Карабахская война, как первая, так и последующие столкновения, обошлись без участия добровольцев из исламских государств. Хотя, казалось бы, азербайджанцы – такие же мусульмане. Все дело в том, что это шиитская страна, к которой с определенным подозрением относятся некоторые единоверцы – переносят на нее отношения, что у них сложились с Ираном. Ко всему прочему, это бывшее постсоветское пространство, которое арабам представляется чем-то бесконечно далеким.
Только Пакистан является счастливым исключением: он не только стал одной из первых стран, кто признал на дипломатическом уровне Азербайджанскую Республику в 1990-х годах, но и полностью поддержал ее в Карабахе. В частности, эта поддержка выразилась в военных поставках, а также в том, что азербайджанские офицеры проходили переподготовку в армейских училищах этого государства.
Чем же объясняются симпатии пакистанцев в Азербайджану?
Все дело в событиях почти столетней давности. Благодаря правлению британцев, их индийские колонии, в число которых входил и будущий Пакистан, к началу 20-го века обеднели настолько, что основная масса населения не сводила концы с концами. Женщины были вынуждены продавать своих детей, не имея возможности накормить их; вдовы добровольно шли на костер в рамках древнего обряда сати – хотя раньше он распространялся только на привилегированные слои населения; здоровые и сильные мужчины попадали в долговое рабство.
Бедность, плохое питание и скученность населения нередко становились социальной основой для стремительного распространения болезней. И в начале столетия в Индию пришла чума, неизлечимая в то время. Впрочем, британцы отправили туда одессита Владимира Хавкина, русского еврея и любимого ученика Мечникова. Работая почти без сна, он сумел изготовить вакцину, но финансирование было заведомо недостаточным, чтобы ее получили все.
И тогда об этом узнал бакинский предприниматель – миллионер-филантроп Гаджи Тагиев. Он решил оказать содействие соотечественнику, и оплатил изготовление трехсот тысяч ампул, которые бесплатно передали индийцам. Территориально это были мусульманские регионы страны, которые позднее стали основной частью Пакистана.
В результате с эпидемией удалось справиться. Люди, которые не могли оплатить свое лечение, были спасены. Тем не менее, на несколько десятилетий этот случай был предан забвению. Слишком бурные события происходили тогда в британских индийских колониях: Первая и Вторая мировая война, борьба за независимость против иностранных империалистов.
В конечном счете, на карте мира появился Индийский союз, который вскоре раскололся на Индию, Пакистан и Бангладеш. Пакистанцы никогда не существовали в отдельном государстве, но были рады собственной независимости. И тогда они стали изучать и собирать основные события своей истории. Если говорить о недавних временах, одним из важных моментов стали бедность в результате чужеземного правления и сопутствующие ей проблемы.
И тогда в стране вспомнили об азербайджанском меценате Тагиеве, причем, его благородный поступок попал в школьные учебники истории. Вскоре об этом человеке знал каждый житель страны, что стало причиной симпатий пакистанцев к Азербайджану. И когда это государство вышло из союза ССР, в Пакистане решили признать его одними из первых. В свою очередь, азербайджанцы были рады, что у них на другом конце Азии нашлись друзья.
Это привело к взаимовыгодному общению, получению некоторого содействия в Карабахской войне. А в 2015-м году был заключен крупный контракт на поставку каспийской нефти.