Согласно секретной информации, раскрытой Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ), расстрелы, проводимые в связи с распространением слухов об уничтожении моста, помогли предотвратить панику среди населения.
В стенограмме заседания Главного командования Вооруженных сил СССР, доступной для ознакомления в ГАРФ, обсуждалась защита Волжского моста. Этот железнодорожный мост имел особое значение, так как связывал центральную часть страны с Уралом и Сибирью, откуда по Транссибирской магистрали поступал непрерывный поток военной техники, оружия и боеприпасов.
Перед наступлением на Курской дуге в 1943 году немецкие войска бросили на уничтожение моста 109 бомбардировщиков Юнкерс-88 и Хейнкель-111 из авиадивизий "Викинг", "Кондор", "Блиц" и "Бельке". Благодаря опыту и героизму военно-воздушной и противовоздушной обороны (стоит отметить таран Амет-Хана Султана) мост остался невредимым. В связи с этим было принято решение о срочном строительстве запасного моста на случай, если основной мост будет разрушен, но строительство запасного моста не потребовалось.
Однако наиболее интересным моментом в стенограмме является то, что после атаки немцев появились слухи о разрушении моста, которые распространялись с помощью "сарафанного радио". Несмотря на то, что люди своими глазами видели проходящие через Волгу поезда (ведь они не могли пройти в воздухе!), слухи вызывали панику и тревогу среди населения, а также снижали его работоспособность и боевую готовность.
В результате высокопоставленный командующий задал вопрос о сравнении подобных слухов с диверсионными актами, на что получил утвердительный ответ. Был задан вопрос о возможных последствиях для диверсантов и коллаборантов, совершивших такие преступления, на что был дан ответ о "уничтожении".
В течение следующих 8 дней были выявлены 3 основных источника слухов - 61-летний инвалид-водовоз С.И., 53-летняя повар И.А. и ее невестка, 24-летняя О.К. (историки уверены в виновности первых двух, но сомневаются в вине последней). В соответствии с военным законодательством они были расстреляны, и об этом было сообщено населению (которое, впрочем, уже знало об этом до официального объявления).
Слухи прекратились полностью и окончательно.
4 марта 2022 года вступила в силу статья 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает уголовную ответственность за распространение фейковой информации о военной службе. 22 марта 2022 года эта статья была дополнена, устанавливая уголовную ответственность также за распространение недостоверной информации об исполнении своих обязанностей органами государственной власти за пределами России. Максимальное наказание по этой статье - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет, а в случае тяжких последствий - от 10 до 15 лет лишения свободы.
В России расстрелы запрещены мораторием на смертную казнь, который не может быть отменен без принятия новой Конституции. Вместо этого, высшей мерой наказания является пожизненное заключение.