Найти в Дзене
Блог для родителей Lucky Child

Мы в ответе за все, что делаем

Оглавление

Развивать в ребенке чувство ответственности - это значит научить его самому принимать решения и действовать на пути задуманного. Самостоятельность важна для ребенка, она позволит ему стоять у руля своей жизни в будущем, получить уважение родных и близких, быть уверенным в себе. Детям необходимо чувствовать свою значимость для этого мира, и тот факт, что они могут внести в его развитие свой вклад.

Нести ответственность - это чувство не врождённое, а приобретенное. На протяжении всей жизни человек учится этому качеству. Чем правильнее прививать чувство ответственности ребенку, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет. Если возникла ситуация, когда ребенок что-то уронил или не сделал, то не стоит его ругать или самостоятельно убрать, необходимо с пониманием отнестись к ситуации, и сказать, что нет ничего страшного, можно всё исправить и сделать. В такой ситуации ребенок не будет испытывать чувство вины, а понимание ситуации и просьба о помощи, поможет ему гораздо быстрее научится самостоятельно убирать за собой.

Помощь по дому

Ребенку стоит давать собственные обязанности по дому. Они могут быть несерьезными для вас и в игровой форме, особенно, когда ребенок еще совсем маленький. Например, моя младшая дочь, ей на момент написания статьи 1 год и 5 месяцев, знает, что делать, когда ее просят выбросить мусор в урну, знает, куда нужно идти и что делать, когда она пришла с улицы и нужно помыть руки. При помощи мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанность, и что от него ждут. Обязанности по дому вырабатываются в привычку и помогают развить навык повседневной ответственности.

Мотивация

Домашние обязанности ребенку не стоит навязывать, особенно через крики и принуждение. Будет лучше, если у него самого появится желание помочь. При помощи мотивации у ребенка развивается желание быть полезным и ответственным. Можно домашние дела сделать веселыми через игру, помочь и поддержать ребенка в выполнении какого-либо задания. Некоторым детям ответственность дается легко, кому-то нужно больше времени, через родительное внимание и терпение.

Мотивацию можно сделать материальной, когда ребенок делает дополнительные обязанности, помимо тех, которые уже вошли в привычку. Например, мытье машины, сбор ягод. Позже, ему можно предложить заняться подработкой на школьных каникулах. Так вы научите ребенка знать цену деньгам, подготовите его к взрослой и ответственной жизни.

Можно обязательства по дому превратить в приятную привычку. Если ребенок любит делать уборку под музыку или играет с братом или сестрой, стоит подчеркнуть это, сказав ребенку, что он очень помогает родителям, приносит пользу семье. Тогда впоследствии он будет делать подобные дела еще с большим удовольствием, увеличивая их масштаб и проецируя на другие задачи.

К невыполнению обязанностей ребенком - родителям стоит относиться терпеливее, не кричать, а переводить все в юмор, предлагая выполнить задачу с помощью игры. Нужно научить ребенка нести ответственность за свои обязанности без накала обстановки, чтобы он не возненавидел все, что вы просите сделать.

-2

Создать условия

Помимо комфортных условий в психологическом плане, ребёнку они нужны еще и в бытовом. Предоставьте ему все необходимое для выполнения задач, если нужно вытереть пыль, снабдите тряпкой, почистить зубы – зубной щеткой и пастой. Все необходимые предметы можно выбрать и купить совместно с ребенком, предоставляя ему право выбора. В этом случае выполнять свои обязанности ему будет гораздо удобней и комфортней, ведь он принимал участие и сделал пространство вокруг себя своим.

Режим

Мне нравится слово режим, он очень помогает с маленькими детьми. Впоследствии, если составить расписание дел с уже подросшим ребенком, это поможет снизить уровень стресса и не забыть о выполнении важных задач. Но обязательно нужно составлять расписание совместно с ребенком, чтобы он научился правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к выполнению своих обязанностей.

Зона свободы

Мы все любим своих детей и хотим их оградить от проблем и ненастий, но иногда это вытекает в то, что ребенок не готов к взрослой жизни. Поэтому стоит помнить, что ему нужно давать свободу, возможность во всем разобраться самому, проанализировать свои действия, сделать из ситуации правильные выводы.

erid: 2VtzqwiURp8 Реклама, ЗАО "Лаки Чайлд" ИНН 7713693720 https://lucky-child.com
erid: 2VtzqwiURp8 Реклама, ЗАО "Лаки Чайлд" ИНН 7713693720 https://lucky-child.com

Смотреть весь каталог детской одежды Lucky Child

Похвала

Помните о похвале. За любое проявление самостоятельности стоит хвалить ребенка, тогда он будет воспринимать самостоятельность не как что-то тяжелое и скучное, а как способность, которая позволяет приобрести уважение, доверие со стороны родных и близких и, соответственно, рост свободы. Главным примером в жизни ребенка являются близкие для него люди, поэтому нужно нести ответственность в глазах ребенка за свои слова и поступки.

В каком возрасте начать учить ребенка ответственности и самостоятельности?

Есть такой тест для детей-дошкольников: ребенку дается картинка из двух кадров. На обоих изображен мальчик и скамейка, но на первом кадре мальчик бежит, а на втором спотыкается о скамейку и падает. Ребенку задают вопрос: кто виноват? И в три года большинство детей говорят, что виновата скамейка, ведь она помешала мальчику. В пять лет уже говорят, что виноват мальчик, который не смотрел куда бежит. Происходит это потому, что в три года у ребенка не развито критическое отношение к себе. Он не может быть ни в чем виноват, а значит, мальчик, с которым он себя ассоциирует (а дети почти всего ассоциируют себя с персонажами-детьми), тоже не может быть виноват.

-4

В пять лет самокритика находится уже на другом уровне. Моей старшей дочери почти 5 лет, и она уже понимает, что виноват мальчик, а не скамейка. Это связано с прививанием чувства ответственности за свои действия. Частенько я разговариваю и разбираю с ней подобные ситуации через правило «5 почему», которое приводит к первопричине ситуации.

  1. «Как ты считаешь, больно мальчику?»
  2. «А почему упал мальчик?»
  3. «Куда смотрел мальчик, когда упал?»
  4. «Где была скамейка, когда мальчик бежал?»
  5. «Кто виноват в том, что мальчик упал?»

Ее ответ: мальчик сам виноват, он сам побежал и сам не смотрел. Развитие самостоятельности и ответственности индивидуально для каждого малыша, но стоит постепенно увеличивать круг задач, повышая уровень ответственности и зону свободы.

Предлагая ребенку ту или иную обязанность, проявляйте вашу заинтересованность и поддержку, тогда все получится.

Анастасия Кожунова

А вы развиваете ответственность в детях?