Найти в Дзене

Карьера Чайки

Бывший генеральный прокурор Скуратов, в интервью The New Times вспоминал: «На второй день после подписания мной указа о назначении Чайки, мне из Иркутска пришли развернутые материалы о его противоправной деятельности. Материалы убедительные и я очень долго думал, что с этим делать…».

Отменять собственный указ Скуратов не стал, ну, а когда пикантные факты биографии Чайки начали всплывать, у него уже появились влиятельные защитники.

В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ

В 1978 году выпускник Саратовского юридического института дослужился до заместителя прокурора Тулунской межрайонной прокуратуры. Следующим этапом в трудовой деятельности Юрия Чайки, была работа следователем в транспортной прокуратуре Восточной Сибири, где в 1983 году он и возглавил следственный отдел.

Судьба к нему была благосклонна. В марте 1987 года дело маньяка Кулика, всколыхнуло всю область, но было возвращено судом на доследование. Вряд ли начальник следственного отдела остался на своем месте, если бы дополнительное следствие (а Кулик на суде наотрез отказался от своих первичных показаний) зашло бы в тупик.

Кулик, все-таки, свою «вышку» получил, а весной 1988 года Чайка стал уже начальником отдела обкома КПСС. Но при переходе в партийную номенклатуру, случился неприятный для него казус. Выступая с докладом на партийном собрании прокуратуры, Чайка говорил красиво, хорошо поставленным голосом, много и ни о чем! После его выступления, известный своей выдержкой, прокурор Плешивцев, вышел на трибуну и, срываясь на крик, заявил, что дальше так работать нельзя и разнес все, о чем вещал Чайка.

ХОД «КОНЕМ»

После этого Чайка срочно ложится в урологическое отделение железнодорожной больницы. Когда сослуживцы поинтересовались, останется ли он после такого скандала в прокуратуре, Юрий Яковлевич твердо заявил, что да, обязательно. Но он солгал, и после выхода из больницы благополучно сбежал «под крышу партии».

Так как, первые секретари обкомов меняются редко и шансов на продвижение у него не было, Чайка в 1991 году становится прокурором Восточно - Сибирской транспортной прокуратуры. Ну, а в феврале 1992 года, он уже прокурор Иркутской области.

ВРЕМЯ «АВТОРИТЕТОВ»
По совпадению, а может и закономерно, в это же время, в криминальном мире области начинается усиление «авторитетов». Доходит до того, что Сергей Бойцов (вор в законе «Боец») справлял свадьбу в Тулунской спецтюрьме СТ-2 (знаменитая «Тулунская крытка»).

-2

Первую брачную ночь молодожены провели в кабинете начальника тюрьмы Остапенко. Жених - в модном костюме и белой рубашке, невеста – в красном платье. Стол ломился от деликатесов, ведер с цветами и тортов, сделанных на заказ.

Боец сделал из тюрьмы отличную «гостиницу» для «авторитетов».

По ночам некоторые заключенные СТ-2 в сопровождении офицеров учреждения выезжали «на уголовный промысел». В расположенных поблизости предприятиях, колхозах и совхозах они воровали горючее, запчасти, технику, не брезговали и «зачисткой» дачных участков.

Другой вор в законе, Владимир Тюрин («Тюрик»), проводил сходки братвы в помещении бассейна «Чайка». Там же, «резвились» и некоторые прокурорские работники.

-3

Хотя прокуратура и должна следить за неукоснительным соблюдением законов, при Юрии Чайке это соблюдалось слабо. Так, осенью 1994 года был незаконно уволен директор областного центра занятости, федеральный чиновник(!) Анатолий Мазалов. Прокуратура никак не реагировала, и только в 1997 году, когда Юрий Яковлевич уже был в Москве, Мазалова восстановили на работе. Государству прокурорское равнодушие обошлось в 160 тысяч рублей, которые заплатили руководителю Центра занятости за вынужденный прогул.

«ЦЕННЫЙ» ВОДИТЕЛЬ
Шофером служебной «Волги» у Чайки бессменно был шофер, по фамилии Галькевич. И у этого, обычного «водилы», было удостоверение, по которому он значился следователем областной прокуратуры. При задержании его машины, сотрудники милиции, чего только не находили, даже боеприпасы, но уголовные дела затухали, не возникнув – вмешивался всесильный «пассажир» машины.

Позднее, когда у Юрия Яковлевича поинтересовались, а как же так вышло с его шофером? Его ответ потряс своей простотой: сволочь он порядочная, но водитель классный, вот и приходилось выручать.

Галькевич, кроме служебного удостоверения, имел и раздавал, кому хотел, оперативные путевые листы, при предъявлении которых машины не подлежали задержанию ГАИ. «Ценный» водитель получал любые запчасти, автомагнитолы, чехлы, телефонные аппараты, мыло и даже веники. В этом ему способствовала очень влиятельная сотрудница областной прокуратуры.

ЧАЙКИ И БРАТЬЯ КОДЗОЕВЫ

-4

Сын прокурора, Артем Чайка, также не был обижен. Областная прокуратура предоставляла ему служебный транспорт для личных целей и деньги «на бензин». Причем это происходило уже тогда, когда сам Юрий Яковлевич пересел в высокое московское кресло. Служебное рвение зависит не от горизонтальных расстояний, а вертикальных связей.

Для иркутян, не было секретом, близкие отношения Артема Чайки с «бизнесменами» из Ингушетии, братьями Кодзоевыми, Темуром и Баширом. Одно время портреты братьев красовались на стендах «Их разыскивает милиция». Братья промышляли «черным рейдерством», и, несмотря на их репутацию, двери в областную прокуратуру они открывали ногами. Были соучредителями нескольких коммерческих фирм с сыном Юрия Яковлевича, Артемом.

-5

Чайка никогда не реагировал на критические публикации о себе. Он не опровергал их, и не судился со СМИ. Но когда в иркутской «Байкальской Открытой газете» в конце 1999 года, появился материал о Кодзоевых (в частности о том, что они имели отношение к вербовке наемников в чеченские формирования), в квартиру редактора газеты Виктора Прокопьева тут, же вломился ОМОН.

С газетой приказал «разобраться» начальник областного УВД, генерал-майор Россов, получив указание от губернатора. На разбирательство дали сутки.

До учредителя газеты, Виталия Камышева, своевременно довели реакцию Башира Кодзоева на публикацию: «Зарежу этих сук!». Компетентные люди посоветовали Камышеву на время покинуть Иркутск, что и спасло его от расправы.

Прокопьев был арестован по обвинению в «изготовлении и сбыте порнографии». Соответствующие материалы были «найдены» в ходе проведенного обыска. К этому делу подключились депутаты Госдумы и Фонд защиты гласности. Дело были вынуждены спустить на «тормозах».

Башир Кодзоев был уличён в хищении 53 вагонов сахара на сумму в 13 млрд рублей. Помимо этого, фигурировали и махинации с нефтепродуктами. Однако дело до суда не дошло. В 1999 году, продолжая оставаться подследственным, Кодзоев баллотируется в Государственную Думу и избирается в парламент по списку блока «Медведь» (предшественник «Единой России»), тем самым получив депутатскую неприкосновенность.

-6

Баллотируясь в Думу, Кодзоев указал, что заработал за 1998 год 12 тысяч 350 рублей. А по Иркутску он разъезжал в «мерседесе» с охраной на двух джипах.

Позже, его брата Темура расстреляли неизвестные в центре Иркутска. Конечно, были покушения и на Башира. В него стреляли уже в Москве, около Сандуновских бань. Затем интересы Кодзоевых и Артема Чайки разошлись, и свой иркутский бизнес Кодзоевы благополучно свернули.

КАРЬЕРА В СТОЛИЦЕ

Очередное повышение по службе произошло осенью 1995 года. Юрия Чайку назначили первым заместителем Генпрокурора РФ, где он курировал следствие. И вот что говорит о кураторах следствия доктор юридических наук Чингиз Абдуллаев: «Курирование следствия – это самая прибыльная часть «левых денег». С согласия куратора закрываются уголовные дела, меняются статьи уголовного кодекса, переквалифицируя более тяжкое преступление на тяжкое, а то, в свою очередь – на менее тяжкое. Деньги при этом иногда получаются неплохие».

-7

Юрий Яковлевич, когда бывал наездами в Иркутске, уверенно заявлял, что, раз он курирует следствие, то убийцы Дмитрия Холодова и Владислава Листьева скоро будут найдены. Не совсем было понятно, за что в 1996 году, Чайка стал заслуженным юристом Российской Федерации. Убийцы Холодова и Листьева так и продолжают находиться на свободе.

-8

Работая помощником Генпрокурора России Юрий Яковлевич принимал участие в расследовании нескольких резонансных преступлений, например, дело о «коробке из-под ксерокса» (кража полумиллиона долларов из Дома Правительства в ходе предвыборной компании) и дело Петрова (получение министром финансов 1 млн. рублей за аферу в пользу коммерческого банка).

В апреле 1999 года Чайку назначают и.о. Генпрокурора РФ, когда его предшественник Юрий Скуратов был смещен с ответственной должности. Но карьерный рост этим не ограничился.

Несколько лет Юрий Яковлевич оттачивал профессиональные навыки в чиновничьих кабинетах. Сначала его пригласили работать в правительственную комиссию по административной реформе, а с августа 1999 года до июня 2006 года, он занимал пост министра юстиции РФ.

Карьера Чайки, несмотря ни на что, продолжала развиваться успешно.

-9

Информация и иллюстрации из открытых источников. https://www.compromat.ru/page_20709.htm