Найти тему
Добрый Робик

Всего лишь кусочек рейса

Дальний рейс на то и дальний потому, что ты едешь далеко и долго. И за это время может произойти всякое-разное. Хорошее и плохое, веселое и грустное, лёгкое или затруднительное. Бывают и рядовые рейсы, от которых в памяти не остаётся ничего. А бывают...

Бывают такие, что память держит события таких рейсов десятилетиями. О трёх эпизодах из одного рейса в республику Словения я и хочу вам рассказать.

На дворе была середина девяностых годов. Работал я на автомобиле MAЗ-64229, в АТП «Совавто-Луганск». Загрузился я в словенском городке Сежана, на итальянской границе и почапал в сторону дома. Где-то на половине пути между Сежаной и Любляной я решил заехать на заправку. Намеревался я залить полные баки. Дело в том, что в Словении топливо было дешевле, чем в Венгрии, через которую мне тоже предстояло ехать. Из-за разницы в цене на топливо руководство настоятельно рекомендовало заправляться в Словении по максимуму.

И вот заехал я на АЗС. Разумеется, заглушил мотор. Планировал я сначала залить полный бак тягача, потом протянуть немного вперёд и залить топливо в подвесной бак полуприцепа. Вылез из кабины, открыл бак, вставил пистолет в горловину и начал заправку. В Словении в то время оплата производилась после заправки.

Но вот бак полон. Я повесил пистолет на место, сходил и оплатил топливо. Залез в кабину, намереваясь продвинуться вперёд, ключ на старт и... И тишина... Ни один прибор не работает, сигнала нет, фары не горят. Приплыли...

Полез я в предохранители, осмотрел их - все целы. В чём же собака порылась?

Тут подходит ко мне служащий заправки.

- Проблема? - спрашивает.

- Угу, - кивнул я.

- Сервис, технична помоч?

- Нет, нет, - отказываюсь я. Сервис за границей дело дорогостоящее, а техпомощь или эвакуатор, вообще космос.

Служащий поморщился и дал мне понять, что я должен отъехать от колонки. Я кивнул, мол, один момент. В голове возникла идея - надо попробовать перемкнуть клеммы на стартере. Взял я в руки гаечный ключ, нырнул под машину, добрался до клемм и перемкнул их ключом. Мотор заработал. У служащего глаза на лоб вылезли.

А я... А я передумал заливать бак на полуприцепе. Это надо снова глушить, потом опять лезть к стартеру... Нужно для начала с проблемой разобраться. А где? На этой заправке стоянки для большегрузов не было. Надо ехать дальше, туда, где есть стоянка. Решил ехать до объездной Любляны, столицы Словении. Там была большая автозаправочная станция с вместительной стоянкой для автопоездов. Поехал. Но мой МАЗ начал как-то непонятно себя вести по части электрооборудования. Приборы то включатся, то отключатся, стрелка спидометра на тахографе то упадёт до ноля, то подскачет до ста двадцати, то покажет нормальную скорость. (Tахографы тех времён были конструктивно совмещены со спидометром и записывали данные на круглый бумажный носитель - тахограмму, на водительском сленге - шайбу). Так вот, с электричеством беда, тахограф пляшет... Плохо... Надо тянуть до стоянки и там разбираться.

Доехал. Даже не стал обедать, сразу полез искать проблему. Взял лампу-контрольку, в книжке по эксплуатации нашёл схему электрооборудования и пошёл шерстить всё подряд.

Что сказать? Нашёл я проблему. Долго искал, разобрал почти всю переднюю панель, прошёл с контролькой всё, что можно. Но проблема очутилась не там, где я её искал.

Сейчас немного окунусь в технические тонкости. На МАЗах тех моделей питание к приборам и замку стартера подводилось отдельным тонким жгутом. А на этом жгуте был разъём, который находился внутри правой стойки кабины.

Именно такой разъём заставил меня понервничать. Снимок для примера из свободных источников.
Именно такой разъём заставил меня понервничать. Снимок для примера из свободных источников.

Доступ к нему открывался за передней облицовкой кабины снаружи автомобиля. Когда я к нему добрался, то обнаружил, что в нём окислились контакты. Я их зачистил и - ура! Всё заработало!

Фух, можно выдохнуть. Обошёлся, так сказать, малой кровью. Но надо собирать разобранное торпедо. Ещё час ушёл на это. А тут уже и стемнело. Я умылся, приготовил ужин, перекусил и лёг спать.

С утра поднялся, гигиена, завтрак, ну и в путь. Но ведь подвесной бак на полуприцепе у меня до сих пор пуст. Надо его заполнить. Маневрировать по стоянке не стал, чтобы вернуться к заправке. Не стал потому, что на противоположной стороне дороги была точно такая же заправка, и мне предстояло проезжать мимо неё.

АЗС на объездной дороге Любляны. Скриншот с Яндекс-карт. Красным обозначено место, на котором я искал неисправность, а зелёным – заправка, на которой мне предстояло заправляться.
АЗС на объездной дороге Любляны. Скриншот с Яндекс-карт. Красным обозначено место, на котором я искал неисправность, а зелёным – заправка, на которой мне предстояло заправляться.

Я выехал на трассу, на ближайшей развязке развернулся и заехал на AЗС. А в то время колонки на ней были расположены так - справа от здания A3C стояли разноцветные бензиновые колонки. Почему разноцветные? Да потому, что определённый цвет колонки соответствовал определённой марке бензина. А колонка с дизтопливом находилась слева. Была она чёрного цвета. Я двинулся к ней. Подъехав поближе, я увидел, что чёрных колонок две. На дальней колонке стоял грузовой Мерседес, а ближняя была свободной. Долго не думая, я подъехал к ней, открыл подвесной бак, взял пистолет и вставил его в горловину бака. Колонка включилась, заправка началась.

Та самая заправка. Справа колонки для легковых машин, а слева для большегрузов. Скриншот с панорам Гугл-карт.
Та самая заправка. Справа колонки для легковых машин, а слева для большегрузов. Скриншот с панорам Гугл-карт.

Но тут мой нос уловил запах бензина. Не понял! Откуда тянет бензином, я ведь дизтопливом заправляюсь. Или нет?

Я поднял глаза на вывеску над колонкой. Твою дивизию! Я заливаю в бак бензин! Да не простой, а самый дорогой - «98 Super»! Эх, ё-моё! Я схватился за пистолет и отключил его. Глянул на счётчик - 16 с хвостиком литров! Ой-ёй!

В голове сразу куча мрачных мыслей пронеслась. Налички мало, практически в обрез. Если я сейчас оплачу этот бензин, на дорогу маловато остаётся. Ведь впереди ещё много различных оплат на погранпереходах. Оплатить бензин служебной картой DKV не вариант, в АТП сразу же возникнут очень неприятные вопросы. Что же делать?

Тем временем Мерседес на дальней колонке заправился и уехал. Я передвинулся к ней и уже, убедившись в том, что заливаю дизтопливо, продолжил заправку. Пока горючее заливалось, я ломал голову, как же быть с оплатой. В итоге пришёл к выводу, что бензин нужно оплатить наличкой, а дизтопливо - служебной картой.

А деньги? А деньги придётся либо занимать у коллег, либо просить их в нашем представительстве в Любляне. Эх, невнимательность моя... Да плюс черный цвет обеих колонок ввёл в заблуждение... Зараза!...

Но вот бак полон. С тяжёлой головой я пошёл оплачивать топливо. И тут мне улыбнулась удача! Удача в лице сотрудника A3С, принимающего оплату.

Сказав мне, что у меня заправлены и бензин и дизтопливо, и увидев у меня в руках карту DKV, он спросил:

- Всэ за дизел?

А-а-а, ну конечно же, «Всэ за дизел»! Мои проблемы решены! Сотрудник посчитает бензин в цену дизтоплива и снимет оплату одним чеком! Как легко сразу стало на моей душе!

- Всэ за дизел, всэ за дизел! - закивал я головой.

Служащий провёл оплату, отдал мне карту и чек, после чего я с лёгким сердцем отправился в машину.

Ну и пусть, что по бумагам объём топлива стал больше, чем в баке. Ерунда, сэкономим и спишем. И пусть среди четырёхсот литров дизтоплива в подвесном баке телепается шестнадцать литров бензина. МАЗу такая смесь нипочём. Пусть. Зато моя наличка цела и в АТП неприятных вопросов не возникнет! Со спокойной душой я выдвинулся в дальнейший путь.

Но это ещё не всё. Меня ждало ещё одно потрясение. Ну, если быть точным, то не потрясение, а так... Потрясеньице. Крошечное. Но пульсик участился. Как было?

Когда я свернул с австрийского автобана в сторону городка Мурска Собота, то началась самая обычная словенская дорога. Узкая и извилистая. На ней не разгонишься. Тем более на МАЗе с двадцатью тоннами груза...

Вот я и полз по этой дороге. Полз, намереваясь притормозить в ближайшем карманчике, чтобы пропустить собравшуюся за мной колонну. Так заведено, водительская этика и всё такое. Но тут... Тут меня обогнал полицейский на одиночном мотоцикле и жестом приказал следовать за ним.

Ну, всё! Попал! Не знаю, как сейчас, а в то время словенские полицейские славились своей неподкупностью, непредвзятостью и... Как бы выразиться? Цепучестью, что-ли... Короче, как прицепится, так не отцепится, пока не найдёт повод для штрафа. А у меня такой повод был. Помните мою проблему с электрооборудованием? Так вот, из-за той проблемы тахограф МАЗа фиксировал свои данные некорректно. За это полиция была вправе меня наказать. Ох, ёлки! Попал, думаю, я крепко. Снова настроение ниже плинтуса, но что делать? Еду за полицейским... Тут дорога приводит нас к небольшому карману. Полицейский жестом указывает мне, чтобы я заехал в этот карманчик. Заехал, что делать? Остановился, полез за документами, приготовил их, чтобы предъявить полицейскому. А тот, почему-то, не встаёт с мотоцикла и не идёт ко мне. Странно. Я сижу в непонятках, жду, что будет дальше.

А дальше полицейский, дождавшись, пока пройдёт вся колонна, которая собралась за мной, жестом разрешает мне дальнейшее движение, разворачивается и уезжает в обратную сторону.

Мне всё стало ясно. Полицейский меня тормознул, чтобы я пропустил колонну. Но ведь я и сам собирался это сделать! И именно в ближайшем месте! Но страж дорог меня опередил, напугав при этом.

Ну, да ладно. Потрясение оказалось незначительным, я выдохнул и двинулся в дальнейший путь.

В этом рейсе больше ничего особенного не произошло. Груз был доставлен вовремя, отчёт за рейс прошёл гладко. А впереди меня ждало ещё много чего интересного. Поделюсь как-нибудь.

К слову - на канале ещё много интересных историй из моей жизни. Различные тематические подборки помогут вам выбрать интересующую вас тему. Приглашаю вас посетить мой канал по этой ссылке https://dzen.ru/id/5fd3951e1bed5529c3ada48b?share_to=link Новые рассказы выходят еженедельно, каждую среду, но иногда бывают и внеочередные публикации. Так что - следите за каналом. И приятного вам чтения!