В США прозвучало неожиданное заявление по поводу «назло России» о возможном конфликте НАТО с Россией в Арктике. Глава Военного комитета НАТО Роб Бауэр высказал опасение, что «активно развивающееся сотрудничество Москвы и Пекина повышает риск конфликта альянса с этими странами в заполярном регионе». В то же время он оговорился, что «в НАТО не считают, что Арктика немедленно станет горячей точкой». Вновь арктическая тема на повестке, в том числе натовской. Зачем там они начинают раскачивать?
Сергей Михеев: С арктической темой спорили уже давно. Считаю, что мы сами сделали много ошибочных ходов: отдали Шпицберген (российскую часть) непонятно зачем - чтобы установить отношения с Евросоюзом. Установили? Теперь получайте! С военной точки зрения были стратегически важные территории. Потом согласились на то, что это всё международные воды. Если помните советскую карту, то там четко границы сходились на полюсе. Потом выяснилось, что это всё «не наше - международное, надо доказывать». Долго работала наша экспедиция, которая доказывала, что мы имеем право на арктический шельф, который является продолжением континентальной плиты. Зачем нужны непонятные доказательства? Это наше - и всё!
Почему это важно? Во-первых, Северный морской путь и безопасность наших северных границ. Сейчас у нас основные проблемы с запада и юга. Если Арктика общая, тогда мы с севера не прикрыты и получаем массу проблем и курсирование иностранных судов. Я не говорю даже про экономику, а про вопросы безопасности. Во-вторых, Экономика. Северный морской путь как перспективный транспортный маршрут, а значит, возможность добычи нефти и газа на шельфе Северного Ледовитого океана. Это их интересует, но сейчас у них руки коротки. Таким атомным ледокольным флотом, которым обладает Россия, не обладает никто. В чем-то мы серьезно провалились, а что-то удалось на плаву удерживать и развивать. Ледокольный флот - это то, где Россия впереди планеты всей, и никому не удается обогнать.
Они никаких усилий, развернутых программ не предпринимают. Ясно, что будут пытаться за это бороться, обозначают как возможную зону конфликта, и это потенциально попытка создать угрозу. С севера мы никак не охвачены. Может быть придумают разместить оружие в космос - будут искать пути. Для нас главное, что Северный Ледовитый океан – наша территория.