Найти в Дзене
zorkinadventures

Самые страшные ряженые Европы: пугающая традиция, сохранившаясь до наших дней

49-летний Радослав Стоянов и его 12-летняя дочь Ивана отдыхают в сарайчике в хозяйстве Радослава. Фото: Иво Данчев
49-летний Радослав Стоянов и его 12-летняя дочь Ивана отдыхают в сарайчике в хозяйстве Радослава. Фото: Иво Данчев

Это дикое, первобытное действо: толпа в устрашающих масках прыгает и пляшет, люди размахивают руками, звонят в колокола.

Подобные зимние фестивали проходят и в других странах Европы — Ужгавене в Литве, Масопуст в Чехии, Бушояраш в Венгрии, Масленица в России, — каждый со своей особой аурой, костюмами и ритуалами.

Туристам или просто приезжим некоторые из этих ритуалов и особенно костюмов покажутся пугающей экзотикой. Для жителей Перника праздник Сурова — настоящая живая традиция, уцелевшая сначала в противостоянии с церковью, а затем — с государственной идеологией. Сегодня древняя традиция поддерживается региональными и национальными властями в рамках политики сохранения культурного наследия.

Арапы, бабугеры, брезая, дервиши, джамали, дракуси, камели, кукове, мечкары, песяцы, сурвакары, сурвашкарие, чауши — вот лишь некоторые из образов, которые примеряют на себя участники праздника. Общее обозначение для всех них — кукеры, то есть ряженые.

Маска с несколькими головами и лицами — работа мастера из Петрича. Вес всего облачения, включая колокола, может достигать 50 килограммов. Фото: Иво Данчев
Маска с несколькими головами и лицами — работа мастера из Петрича. Вес всего облачения, включая колокола, может достигать 50 килограммов. Фото: Иво Данчев

Классические маски кукеров изготавливают из шкур, рогов и зубов животных, из птичьих перьев, а также вырезают из дерева. В старину молодые люди (в некоторых районах — их матери и сестры) втайне от других готовили свои маски. Так никто не мог бы догадаться, кто именно скрывается за маской.

Сегодня участники шествий собираются и делают маски вместе или обращаются к мастерам. Используются как традиционные, так и современные технологии и материалы — в ход идут бисер, пайетки, кусочки зеркал.

«Я езжу к своим героям в деревни по всей стране, — рассказывает фотограф Иво Данчев, который много лет снимает ряженых (вот, поглядите, его фото). — В основном с января по апрель, в пик активности кукеров». Это так называемое пограничное время: «некрещенные», или «грязные», дни между Рождеством и Крещением; затем Заговезни — неделя перед Великим постом; и наконец, весеннее равноденствие.

Медведь — второстепенный персонаж. В одних регионах кукеры борются с ним, а в других он понарошку топчет жителей села: это должно укрепить их здоров. Фото: Иво Данчев
Медведь — второстепенный персонаж. В одних регионах кукеры борются с ним, а в других он понарошку топчет жителей села: это должно укрепить их здоров. Фото: Иво Данчев

Календарные праздники знаменуют возрождение природы, переход от зимы к весне. Жители деревень пересказывают одну и ту же легенду: считалось, что в такие переходные периоды небо и земля сливаются, и души умерших бродят по царству живых. Люди должны были охранять деревни, сады, дома и самих себя от злых сил, восстанавливать гармонию между мирами, вымаливать здоровье и благополучие себе и близким. Все это требовало знания определенных ритуалов.

Сегодняшние кукеры тоже охраняют — уникальные обычаи своих деревень от забвения. Обряды, как и костюмы с масками, в регионах разнятся, как и сроки проведения праздника: в Западной Болгарии маскарадные шествия идут в «грязные дни» между Рождеством и Крещением, на востоке кукеры активизируются перед Великим постом.

Группа чаушей в новогодних костюмах из козьей шкуры выстроились на окраине города Разлог. «Чауш» — турецкое слово, обозначающее полицейского чиновника. Фото: Иво Данчев
Группа чаушей в новогодних костюмах из козьей шкуры выстроились на окраине города Разлог. «Чауш» — турецкое слово, обозначающее полицейского чиновника. Фото: Иво Данчев

В старину ритуалы совершались исключительно молодыми холостяками — это, несомненно, отголоски древнего обряда инициации. Для ряженых участие в празднестве было обретением «аттестата зрелости» — посвящением в мужчины. Сегодня люди всех возрастов и полов шествуют по деревне, чтобы принести плодородие и обновление.

Козы — набирающие популярность персонажи в предгорьях Рилы — горного массива в юго-западной Болгарии, а также в городе Калофер, славящемся редкой породой коз. Фото: Иво Данчев
Козы — набирающие популярность персонажи в предгорьях Рилы — горного массива в юго-западной Болгарии, а также в городе Калофер, славящемся редкой породой коз. Фото: Иво Данчев

Группы ряженых начинают свой путь в какой-нибудь значимой точке: в одних регионах это кладбище, в других, например, перекресток. Переходя от дома к дому, кукеры звонят в колокола, задирают прохожих, совершают ритуальные действия: выпрыгивают высоко вверх, чтобы стимулировать рост урожая; касаются женщин или слегка ударяют их деревянными мечами, символически повышая способность к зачатию и деторождению. А персонажи, переодетые медведями (символ изобилия и здоровья), изображают, будто топчут лежащих на земле хозяев, — неочевидный, но общепризнанный способ принести им удачу. Хозяева одаривают ряженых.

В восточных районах страны кульминацией становится церемониальная вспашка и засевание поля, а на западе — свадьба. Затем все сходятся на деревенской площади, чтобы продолжить веселье: собираются вокруг костров, которые окончательно очищают мир от зла.

Кукеры из села Чарган Ямбольской области выполняют вспашку, которая становится кульминацией весенних ритуалов на юго-востоке страны. Фото: Иво Данчев
Кукеры из села Чарган Ямбольской области выполняют вспашку, которая становится кульминацией весенних ритуалов на юго-востоке страны. Фото: Иво Данчев

В некоторых селах кукеры бросают в костры солому, которой набиты их головные уборы. Иногда сжигают даже сами маски. И пусть сегодняшние маскарады не играют никакой сакральной роли, их участники чувствуют причастность к древней традиции — а это уже своего рода волшебство.

Почитайте еще: "В небе над Аляской вспыхнула гигантская спираль. Что это было?"