ГЛАВА 4. НИ МИКЛУХИ, НИ МАКЛАЯ.
Ещё в процессе осуществления той злополучной экспедиции, я решил испечь новый блин, который, как я надеялся, не выйдет комом. Саша Холодный был неутомимым водителем, который мог проводить за рулём весь световой день, проезжать по 700-800 километров, не отвлекаясь по дороге ни на какие достопримечательности, которые, по мнению этого мудрого человека, все были «высосаны из пальца». Воистину великому человеку не пристало тратить время на музеи, храмы и прочие пустяки, которыми наполнило планету ничтожное и бестолковое человечество! Настоящий великий экспедиционер должен смотреть только вперёд и жать на газ! Флажки на капоте машины, чтобы подчеркнуть статус и крутизну — вот главное! А романтика автотуризма в представлении Саши Холодного всегда ассоциировалась с вечерним костром и шашлыками. Белковая пища важна для настоящего путешественника, как воздух!
Приняв во внимание унизительно слабый медийный эффект от азиатского вояжа Саши Холодного, я поспешил разработать свой вариант — доехать на машинах до Папуа — Новой Гвинеи, прямо до берега Маклая. Заработать славу, а может, и денег, на имени великого русского друга папуасов всей земли.
Что надо для самопродвижения путешественника? Громкость! Новый, не избитый маршрут. По которому никто до тебя не ходил и не ездил. Можно, конечно, и по избитому маршруту, но на ином виде транспорта. Например, предшественник проехал на лошади, а ты едешь на страусе. Он на яхте, а ты на плоту из связанных надувных женщин. И внимание привлечешь, и мир посмотришь. Путешественники коммерческой направленности — народ очень тщеславный, но не ради чистой и непорочной славы: они могут привлечь деньги спонсоров!
Со спонсорами у Саши Холодного всегда было туго. Он уверял, что они у него есть, что они изготовились «на низком старте», но в итоге, я думаю, у них просто затекали ноги, и они не были способны ни к каким действиям. А что нужно спонсорам? Нормальный, грамотный «бизнес-план», а не просто набор красивых слайдов в презентации с призывом «прикоснуться к великому», то бишь к Холодному. Но задействование более известной и причудливой двойной фамилии давало шанс, и мы чуть было обоюдно им не воспользовались…
Идея экспедиции «От Миклухи до Маклая» понравилась РГО, куда я и подал заявку на грант. Получить его я не особо надеялся, но дело было даже не в деньгах, а в самом факте регистрации проекта в системе РГО. Своевременная фиксация своего авторства даже в таком виде — вещь архиважная в хищнической среде автотуристов, которые так и норовят прибрать к рукам чужой маршрут и выдать за свой… В заявке я указал название, маршрут, концепцию, а посему любые дальнейшие попытки сказать, что «Баландинского тут не было» были бы бесполезны.
Одним словом, проект пришелся ко двору. Сергей Пермитин из новозеландского отделения РГО также решил войти в «оргкомитет». Более того: именно Сергей привлек потенциального спонсора в лице банка «Восточный». Правда, в итоге сумма предлагаемой помощи уменьшилась в 40 раз, но не в этом же суть, не в деньгах е счастье путешественника, а во вречатлениях! РГО предложило ввести в оргкомитет внучатого прапраплемянника и полного носителя ФИО первооткрывателя человеческой души папуасов — Николая Николаевича Миклухо-Маклая.
Началась кропотливая работа, каждодневные телефонные конференции четырехбоярщины в лице Баландинского, Холодного, Пермитина и Миклухо-Маклая. И вот тут, дамы и господа, появились первые признаки грядущего провала: в любом крупном проекте должно быть Единоначалие! И уж тем более, что автор проекта был известен и никуда не скрывался… Но этого допустить не могли, и случилось то, что и должно было случиться: главным действующим лицом неизбежно становился «непрямой потомок», который до этого занимался лишь продажей музыкальных инструментов, но по случаю был извлечен РГО из небытия.
Начались разногласия. Первым поднял тревогу Саша Холодный, которому как никому хотелось поскорее получить заветный статус если не великого, то выдающегося путешественника современной России. Начались перепалки между Маклаем и Холодным. Первый называл второго «балаболом», второй называл первого «кривым потомком». Всё пришло к тому, что Маклай уже сам договорился о том, что «Тоёта» выделяла машины под экспедицию и сам назначал время старта (правда, деньги так и не были найдены, так что чем заправлять эти самые машины, было непонятно). Налицо была попытка «переворота», и Саша обрушил на голову потомка лавину едких и унизительных комментариев в соцсетях. РГО испугалось разрастающегося конфликта и открестилось от проекта. Обещанные «Тоёты» тоже в панике умчались вдаль, так как благодетели и спонсоры не любят скандалов за их же рекламные деньги.
…Я всегда за сдержанность и аккуратность в человеческих и деловых отношениях. Лучше промолчать. А говорить лишь в случае наличия у тебя убийственных аргументов и доказательств. Переходя на личности, унижения оппонента, прямые и косвенные оскорбления, ты раскрываешь перед ним место, где находится брешь в стене. И Маклай эту брешь нашел. Он просто подал в суд на Сашу Холодного за оскорбления, и суд этот выиграл, обобрав многодетную сашину семью на 50 000 рублей компенсации.
Маклай всё равно получил определенную выгоду от этого «проекта». Он создал Фонд имени Миклухо-Маклая, который и возглавил. Получил определенную известность, побывал в конечном итоге на берегу Маклая (на самолёте), познакомился с Лавровым. Про нас он рассказывал, как о лицемерных проходимцах, которые пытались заработать на имени его непрямого, но великого предка. Самое обидное, что он восстановил против нас замечательного актера Юрия Соломина, который играл Миклухо-Маклая в фильме «Берег его жизни», на протяжении всех трех серий которого Маклай умирал и вспоминал свою жизнь в России, в Новой Гвинее и в Австралии.
Лично я не сильно переживал. Эта экспедиция была бы полна бюрократических преодолений, временных и физических затрат. Ничего нового для себя я бы не открыл, так как по всему маршруту в разное время везде побывал.
Саша же Холодный был в очередной раз ранее отравленной стрелой человеческого коварства в самую глубину своей тонкой души.