Несколько обескураживающий фильм Артура Аристакисяна представляет собой путешествие сумрачного человеческого сознания по кишиневскому дну, где ползают, изгибаясь как раки, сумасшедшие и больные. Эти "человеческие отбросы" победили безжалостную Систему, – чего автор и всем желает. Один мой друг, у которого фильм вызвал "культурный шок", считает, что Аристакисян, рекомендуя "быть нищим", находит освобождение от страданий на самом дне мусорной корзины под названием мегаполис.
Но мне кажется, что дело в фильме обстоит несколько иначе, несколько хитрее, я бы сказал. Давайте не будем сбрасывать со счетов отправную точку, с которой начинается почти селиновское (только начисто лишенное сарказма) "путешествие на край ночи".
В интервью, которое я не читал, Аристакисян говорит, что смонтировать фильм таким образом, каким он смонтирован, и наделить его именно таким закадровым текстом, какой там есть, его побудила история влюбленного человека, от которого ушла баба, сделала аборт, а потом уехала за тридевять земель со своим любовником. Человек ополоумел и целыми днями ходил по улицам, что-то бормоча себе под нос. Фильм представляет собой иллюстрированный монолог этого человека, монолог, обращенный к нерожденному сыну.
Таким образом, Аристакисян вовсе не излагает какие-то свои соображения и идеи (хотя наверняка они имеют место быть), а моделирует ход мыслей этого несчастного сумасшедшего, которого с неодолимой силой тянет, будто к шее привязан камень, на дно, чтобы раствориться там среди других сумасшедших и избавиться от страданий. Путешествие в темноту – это путь слабого человека.
Надо ли говорить, что фильм производит как сильное, так и гнетущее впечатление? (Учтите еще значительный хронометраж – 2,5 часа). Черт возьми, было бы странно, если бы случилось наоборот… А вот если бы это случилось, было бы по-настоящему круто. Но фильм — абсолютно монотоннен.
Ну, как бы то ни было, "Ладони" – довольно интересный сплав игрового и документального кино, где за игровую часть отвечает закадровый текст, а за документальную (причем чисто документальную, без подтасовок) – видеоряд.
Оценка: 6,0 из 10.
Режиссер, автор сценария и оператор: Артур Аристакисян.
Награды:
МКФ в Берлине — Wolfgang Staudte Award.
МКФ в Карловых Варах — Приз экуменического жюри.
Читайте также на моем канале: