Найти в Дзене
владимир кочнев

Город "Зеро" Шахназарова. Скрытый смысл.

Оглавление

Шахназаров никогда не был бытоописателем. Он всегда думал глобально. Его интересовали судьбы империй, и огромные пласты времени (Истории). Взять хотя бы названия фильмов. "Цареубийца", "Исчезнувшая империя".

Не исключение и фильм Карена Шахназарова "Город Зеро". Сам режиссер говорил впоследствии, что фильм рассказывает о чуть ли не поэтапном развале Советского союза. Между тем (20 лет спустя развала все фильмы перестроечного периода можно увидеть как "предсказание о развале, даже фильм того же Шахназарова "Цареубийца""). О фильме масса статей, некоторые версии очень любопытны. Например о том, что это фильм, о том как меняется осмысление истории, как история мистифицируется.

Мы и я. Индивидуальное и коллективное

Я же вижу в "Городе зеро" иную и вполне четко выраженную на всех уровнях идею. Фильм — о вечной тоскливой российской действительности, о подавлении индивидуальности человека скучным и нудным коллективным "мы".

Вспомним сюжет.

Некий гражданин (московский инженер Варакин) прибывает в город "Зеро" с целью перезаключить контракт на поставку кондиционеров. По прибытии выясняется, что директор не помнит ни о каком договоре, ни о том, что из Москвы должен прибыть инженер с целью его перезаключения.

Да и вообще директор, кажется, живет в каком-то параллельном мире, когда он пытается дозвониться до главного инженера завода — выясняется, что тот уже восемь месяцев как утонул, а секретарша у него в приемной вообще сидит голая и никто на это никакого внимания не обращает.

Однако, странности только начинаются. необычен не только директор и его секретарша, но вообще все жители, которые давным-давно играют между собой в тайную и интересную игру, в которую изо всех сил пытаются втянуть и новоприбывшего московского инженера.

Суть истории этой игры, в том , что давным-давно нынешний прокурор города (тогда он был главой комсомола) подверг наказанию молодую пару станцевавшую джаз на студенческом вечере. После этого жизнь молодых людей оказалась сломана — и теперь (30 лет спустя) наступило время расплаты и переоценки ценностей. Парадокс, что московского инженера также принуждают играть в этой драме, признавая в нем сына погибшего молодого джазмена. А он не имеет к этой ситуации совершенно никакого отношения.

Сперва Варакин является свидетелем самоубийства повара, который принес ему в качестве десерта его голову в виде торта, потом выяснилась что повар быший джазмен, а сам Варакин якобы его сын.

Так борьба за свободу в российской действительности начинается с насилия над отдельной личностью.

В фильме две "отрезанные головы", одна в виде торта самого инженера, ему приносят ее повара, когда он заходит поесть в столовую (Варакин ей шокирован), вторую голову он видит в городском музее, чуть позже, она принадлежит якобы Лжедмитрию. По некоторым историческим данным, Лжедмитрий был просвещенным правителем, олицетворением европейских свобод, это еще намек, на связь Варякина и внутренних личностных свобод.
В фильме две "отрезанные головы", одна в виде торта самого инженера, ему приносят ее повара, когда он заходит поесть в столовую (Варакин ей шокирован), вторую голову он видит в городском музее, чуть позже, она принадлежит якобы Лжедмитрию. По некоторым историческим данным, Лжедмитрий был просвещенным правителем, олицетворением европейских свобод, это еще намек, на связь Варякина и внутренних личностных свобод.

Весь теплый и плотный коллектив города со всех сторон облепляет инженера, не давая ему не вздохнуть , ни выбраться, ни сделать шаг в сторону, заставляя играть точно по этапам придуманной кем-то пьесы. Коллективное насилует частное и личное, принуждая делать то, что выгодно всем и наступая на себя.

Вы должны поддержать наши идеалы, веру в джаз и свободу!!! -- говорят жители города. Проблема в том, что лично ему все это абсолютно не нужно. У него другая, своя жизнь, планы и мечты.

Главная цель Варякина теперь сбежать оттуда всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Но сделать это непросто. Для мертвецов города Зеро, Варакин нечто вроде живой жертвы наполняющей их собственные существование смыслом, нечто вроде живой души в заколдованном царстве мертвых, заставляющей процесс шевелиться, и уйти они ему не дадут.

Научи дурака богу молиться -- он и лоб расшибет, научи русских людей бороться за свободу, они начнут это с подавления свобод отдельных людей.

Один из самых комичных моментов -- это когда старая растолстевшая подруга джазиста (очень по-человечески милая, впрочем) предлагает станцевать Варякину джаз с ней.

Давайте потанцуем!!!
Давайте потанцуем!!!

Спасибо Вам за то, что сохранили наши идеалы!!!!!
Спасибо Вам за то, что сохранили наши идеалы!!!!!

Сталин и Атилла

В фильме есть небольшие попытки проанализировать русскую историю, в музее в который попадает Варакин, показываются фигуры Атиллы, Сталина. Это все намеки на суровую деспотичную власть, на превосходства коллектива над индивидуальностью.

Так же пылкий монолог о российской государственности произносит прокурор города (Николай Смородинов), тот самый, который испортил жизнь джазиста и чуть потом не застрелился.

Все наши революции приводили к укреплению государственности!!!!
Все наши революции приводили к укреплению государственности!!!!

Однако, убежать не просто. Как не пытается выбраться Варакин, его все время возвращают назад.

"Вы никогда не уедете из этого города" — говорит Варякину 5-й мальчик экстрасенс, угадавший год его рождения — "Я вижу могильную плиту с вашим именем и годы жизни и подписи ваших дочерей".

в 1988 году экстрасенсов в СССР расплодилась масса и были они очень вновинку.
в 1988 году экстрасенсов в СССР расплодилась масса и были они очень вновинку.

Если понимать метафорически - наша история и ментальность, это не то, от чего так просто можно отделаться.

Аналогии вполне очевидны. За кадром звучит ярко выраженная тоска по иной нематериальной свободе.. Душа вынуждена мучаться в рамках той или иной реальности —неважно какой режим за окном. Можно, конечно, увидеть и отсыл к российскому менталитету, независимо от строя воспроизводящего все тот же штамп насилия над личностью и навязанную советским людям (их представляет рядовой инженер Варакин) ненужную песню о западной свободе, западных ценностях. Но как бы то ни было фильм экзистенциальный и очень хороший.

-7

Спасибо за прочтение!!!!

читайте материал о фильме Шахназарова ""Цареубийца" https://dzen.ru/a/ZvMK8-x_4DxIl1_u

Пишите , согласны ли с таким анализом!!

Пишите, разбор каких фильмов хотите услышать!!!!

#шахназаров #городзеро #филатов