Эту фразу, которую я вынесла в заголовок, сказал руководитель математической образовательной смены вчера на родительском собрании. Зацепило. Хочу порассуждать на эту тему.
Я уже писала о том, что дочь прошла очный отбор на бесплатную образовательную смену по математике на осенних каникулах. Вчера у нас проходило собрание для родителей тех ребят, которые прошли конкурс. Обсуждали организационные моменты - во сколько дети выезжают, когда вернуться, в каких условиях будут жить, какое питание, что брать с собой, как будут проходить занятия. Вопросов было много, но среди них можно выделить целый типологический блок: "а можно я заберу ребенка на несколько часов / день для участия в конференции / на тренировку / на другие занятия и потом верну в лагерь".
Сначала организаторы ссылались на противоэпидемические меры: в лагерь нельзя приезжать даже родителям, при въезде детей осматривает медицинская служба. Дети в лагере всего неделю, телефоны никто не забирает - они на связи постоянно, за исключением периода проведения образовательных мероприятий.
Но родители были настойчивы:
-Мой сын так готовился к конференции!
-А у нас тренер строгий - спортивная дисциплина, вы же должны понимать!
После этого слово взял руководитель математической образовательной смены, который выстраивает всю программу ее проведения. Видеозаписи собрания у меня нет, но я постараюсь воспроизвести его слова максимально точно:
-Мы разработали для ребят целую программу: сначала погружение, потом математический интенсив, дорешки, математические игры. Мы стараемся не просто подготовить детей к ВсОШ, но заинтересовать и увлечь их математикой. Если вы забираете ребенка даже на какой-то период, он выпадает из образовательного процесса! Он, может, над интересной задачей задумался и хочет найти новые варианты её решения, а вы его забираете из этой среды увлечённых и мотивированных детей! Я понимаю: ситуации бывают разные. Но если у вас драмкружок, кружок по фото да ещё и петь охота, то это не наш формат. Дайте ребёнку возможность прожить одну историю до конца! И только потом начинайте другую! Дайте ему сосредоточиться на этом направлении, почувствовать - откликается ли ему в душе!
Это всё было сказано очень эмоционально. Зацепило. Действительно: как часто родители не дают ребёнку прожить одну историю до конца, чтобы полностью погрузиться в то или иное направление деятельности. Я здесь даже не про знаменитое семейство, где старшая дочь сначала должна была изучать психологию и матан, а потом резко переквалифицировалась в журналиста.
У моего младшего сына на тренировки по биатлону ходил мальчик - недолго, всего месяц. Мама привела его с лыж, так как ему хотелось стрелять. А потом (когда выпал снег) и лыжи, и биатлон ему разонравились. Потянул к себе теннис. Мы с этой мамой встречались позже - оказалось, что потом у них были еще плавание и бадминтон. Это всё в пределах одного учебного года - с сентября по май. В этом году, кажется, он решил попробовать себя в хоккее.
В любом направлении - спорте, учёбе, музыке - наступает период, когда первоначальный поверхностный интерес проходит. Иногда возникают ситуации, когда для продолжения занятий нужно преодолевать себя, свою лень или какие-то трудности. Но так и формируется характер. Когда мы переехали в город, дочери хотелось ходить на все кружки и сразу: математика, шахматы, робототехника, программирование, гитара, студия изобразительного искусства, бассейн - куда она только не просилась!.. Я была ограничена в финансах, поскольку средний сын проходил реабилитацию после органического поражения ЦНС. В шаговой доступности на тот момент бесплатных кружков не было. Я установила ограничение - не более 10 тысяч рублей в месяц на все её допзанятия. Но с условием - те направления, которые она выбирала, она должна была посещать до конца года.
Потом мы переехали - взяли квартиру у гимназии, куда она поступила. Сейчас в округе у нас много бесплатных кружков. Но дочь стала гораздо разборчивее в своих интересах и увлечениях. Она научилась выбирать. Хотя правило работает по-прежнему: захотел и начал ходить в сентябре - будь добр посещать эти занятия до мая. Причём теперь правило работает не только для дочери, но и для сына-первоклассника. Я не ставлю ограничений по виду деятельности: лепка из глины, аквариумоведение (у нас есть такой кружок в городе!), шитьё или технические дисциплины. Да что угодно, лишь бы к душе было, лишь бы ребёнок сам хотел! Ни один из моих детей не может меня упрекнуть в том, что я без его воли куда-то его "отдала". Зато потом, в минуты их детских сомнений я с полным правом говорю:
-Ты это выбрал(а) сам! Это было твоим решением. Доведи, пожалуйста, дело до конца. Этот год нужно доходить. В следующем году можешь не ходить на этот кружок.
Но сиюминутные сомнения, как правило, проходят. Средний сын уже второй год ходит в музыкальную школу. В прошлом году некоторые гаммы и упражнения давались очень тяжело. Летом я спросила:
-Будем продолжать?
-Будем, - ответил он.
Младший сын не любит бегать: лыжи и снег - прямо его страсть, а простой кросс иногда заставляет опускать руки.
-Мама, можно я буду заниматься спортом только зимой?
-Нет, потому что подготовка к сезону начинается летом. Тренер даёт упражнения, которые нужны лыжникам. Ты хочешь заниматься лыжами и биатлоном?
-Да, очень хочу!
-Тогда нужно выполнять эти упражнения, чтобы быть сильным и быстрым.
Тоже продолжает ходить. В биатлоне этот сезон - уже второй в его жизни. А в лыжах - уже третий.
Я считаю, что это действительно очень важно: познать не только радость и восторг от новой деятельности, но и углубиться в неё, открыть секреты, понять сущность... Нахвататься верхушек можно, только в жизни это вряд ли пригодится. Как считаете?