Найти тему
Пожарная школа

Дистанционный пожарный инструктаж. Быть - или не быть?

Не так давно, совместно с учебным центром "Такир", на базе которого я читаю свой авторский курс профессиональной переподготовки - "Специалист по пожарной профилактике", мы провели круглый стол, посвященный вопросам дистанционного пожарного инструктажа. С видеозаписью этого мероприятия Вы можете ознакомиться на ютуб-канале учебного центра.

Мы пригласили коллег - руководителей пожарных служб из нескольких крупных компаний, которые заинтересованы в оптимизации процедур проведения дистанционных инструктажей и обсудили их практический опыт в этой сфере, сложности и, самое важное, нерешенные вопросы, а именно:

1) при использовании т.н. мультимедиа продуктов для прохождения инструктажей, нарушается требование пожарной безопасности о проведении инструктажа лицом со специальной подготовкой. Мы не знаем - кто разрабатывал эти "мультимедиа-продукты", а содержание некоторых из них, зачастую, позволяет считать, что их разрабатывали душевно нездоровые люди. Вот пример того, как составитель такой программы напрямую нарушает и пожарный здравый смысл 34 статью Федерального закона "О пожарной безопасности".

пример некачественной "обучающей" программы
пример некачественной "обучающей" программы

Про "эстетику" я уже и не говорю. Отвратительные рисунки, больше похожие на карикатуры. Ни о какой серьезности проблемы тут речь не идёт. И - мое профессиональное мнение, и как пожарного специалиста и как педагога, использование таких мультимедиа - принесёт гораздо больше вреда, чем пользы.

2) чтобы использовать эти "образовательные" продукты, тот, с кем проводят инструктаж, должен иметь доступ к компьютеру, т.е. рабочее место, так как такие "презенташки", как правило интегрированы в системы внутреннего обучения организации. А формально даже включение компьютера, ввод пароля и логина - это выполнение трудовой функции. Т.е. при применении этих программных продуктов нарушается и пункт 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, и пункт 20, 21 приложения 1 к приказу МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806. Ведь требования пожарной безопасности, содержащиеся в указанных положениях норм запрещают именно ДОПУСК до работы до прохождения инструктажа и, самое главное, до проверки знаний работника по материалам инструктажа. Не говоря уже о том, что продвигающие эти продукты менеджеры иногда не представляют, что кто-то может работать и не за компьютером и рабочего места не иметь. Что делать с ними - никто не говорит.

3) практическая часть инструктажа - которая не может проводиться дистанционно, и про которую многие "забывают", тоже не решенная проблема.

И поэтому-то внедрение этих программ продвигается исключительно под соусом "нам так удобнее", "все равно никто никого ничему не учит, все только расписываются в журнале", "лучше так, чем никак", "везде так делают - и ничего". Никаких "пожарных" "образовательных", т.е. фактических причин для их применения - нет.

Именно поэтому на этом круглом столе я так активно выступил против дистанционных инструктажей. Но - именно таких дистанционных инструктажей, которые описал. Ведь на самом деле, при правильном подходе, нацеленном на результат - т.е. не на формальное выполнение правил, а на повышение уровня знаний в области пожарной безопасности - решение есть, и на курсе профессиональное переподготовки "Специалист по пожарной профилактике" мы предлагаем слушателям организовать это следующим образом.

Противопожарный инструктаж - это учебное занятие. И классическая форма такого занятия - лекция.

Вообще, дистанционное обучение посредством видеолекция - тема не новая. Мы с товарищами продвигаем ее очень давно, и в 2008 году, в журнале "Пожарное дело" опубликовали статью где (по-моему, впервые) рассмотрели видеолекции - как эффективный способ обучения в нашей сфере.

статья в журнале Пожарное дело о дистанционном пожарном обучении
статья в журнале Пожарное дело о дистанционном пожарном обучении

Так вот и дистанционный инструктаж проводимый в форме "видео лекции" - избавлен, прежде всего, от первой и самой важной озвученной проблемы. Некачественного материала. Вряд ли пожарный специалист, в здравом рассудке, скажет на камеру, что можно сначала попробовать тушить пожар, а потом уже вызывать пожарную охрану (вызов которой занимает от силы минуту - другую). И, это же снимает вопрос: а кто проводит инструктаж. Дурак, с непонятным образованием, который пишет такие вот тексты для "мультимедиа" или специалист по пожарной безопасности, так, как это и положено по закону. Специалист отвечающий за свои слова, которые тоже все - зафиксированы очень надежно. Итак, первая проблема, озвученная на круглом столе - снята.

фрагмент видеоинструктажа
фрагмент видеоинструктажа

Второй момент - видеолекцию можно разместить где угодно - на сайте компании, куда трудоустраивается человек, на открытых видеохостингах - на любом ресурсе. Ссылку на эту видеолекцию возможно направить кандидату - еще до трудоустройства, до подписания трудового договора. И это - самый эффективный способ обеспечить соблюдение требования пожарной безопасности о "не допуске до работы лиц, не прошедших инструктаж". Если "кадры" будут оформлять человека только после "прохождения инструктажа", то естественно он не будет допущен до работы без этого.

Ну и тут, внимательный читатель заметил некоторую неточность. Вопрос, с недавних пор, стоит не столько в "прохождении" инструктажа, сколько в проверке знаний после него. Хорошо, что пожарному специалисту тут на помощь приходят средства тестирования, благодаря которым он может организовать такую проверку. Средств этих много. Они есть платные, а есть бесплатные. Я лично рекомендую использовать "Яндекс-формы", очень гибкий и хороший инструмент. Вот, тест, который мы недавно подготовили со студентами курса для теоретической части вводного и первичного инструктажа на рабочем месте.

Инструктируемый сдаёт тест, а пожарному специалисту приходит информация - прошёл инструктируемый проверку знаний - или нет. Причем информация очень подробная - со всеми правильными и неправильными ответами. И, если человек не прошел проверку знаний, он снова слушает материалы инструктажа. А, если всё пройдено, то пожарный специалист дает "отмашку" кадровичкам, которые и оформляют человека на работу.

Схематично это выглядит - так:

-6

Получается, что и озвученная проблема № 2 - решена.

Правда - остается вопрос - что делать с практической частью (которая скрыта на схеме).

Здесь тоже - решение есть, правда его я озвучиваю только на курсе профессиональной переподготовке - специалист по пожарной профилактике. Кому интересно - записывайтесь на курс, будет полезно.

Итак, дистанционные инструктажи в таком формате, не только возможны, но и полезны, так как они защищают и самого пожарного специалиста. Ведь на самом деле, как я и говорил на круглом столе, с описания которого началась эта статья, самое страшное, то, что даже если пожарный специалист провел инструктаж на высшем уровне, процентов 70 инструктируемых всё забудут и будут говорить потом, когда произойдет что-то плохое: "А нам это не говорили". Ну как в детском мультике про Атошку: "это мы не проходили, это нам не задавали. Тарам-пам-пам".

А тут уже так не скажешь - видно кто и чему и как учил.

Еще эффективнее - целевые инструктажи по такой форме. Тоже уже - не отвертишься.

Правда, подготовить качественную видеолекцию действительно трудно, но тут я могу помочь, так как последние четыре года основное мое занятие - как раз-таки - разные видеолекции по пожарной тематике. Если будет нужна помощь, Вы можете обратиться ко мне и я помогу с видео-инструктажем под Ваше предприятие а в случае необходимости, могу выступить как официальный "инструктор".

Мой адрес электронной почты: 01@ptm01.ru

Пишите, и... встретимся на занятиях.


*********************************
(c)автор - Павел Юрьевич Князев. Сайт "Профессиональная переподготовка. Специалист по пожарной профилактике" Все права на текст принадлежат автору. Копирование, распространение, использование и иные действия, за исключением ознакомления на данной странице (ресурсе) запрещены. В случае сомнений, руководствуйтесь правилом: всё, что не разрешено - запрещено