Добрый день, дорогие читатели! Продолжаем наш творческий тренинг антистарения. В прошлый раз мы затронули тему творчества в целом, определили наши с вами творческие направленности, свой творческий потенциал и креативный резерв.
Обсуждение домашнего задания.
Сегодня для начала давайте обсудим с вами домашнее задание. Все ли выполнили его и прошли тестирование? Давайте обсудим ваши результаты и поделимся друг с другом - согласны ли вы с тем, какие результаты вы получили по данному тестированию? Какие виды творчества вам подошли по тесту, и какие из них вы бы действительно захотели попробовать? А может быть что-то из этого вы уже попробовали? Не стесняйтесь поделиться со всеми вашими успехами.
На данном этапе также проводится рефлексия, для того, чтобы лучше разобраться в данном вопросе и понять себя.
Итак, тема второго дня тренинга – «Художественное творчество как ресурс антистарения». Сегодня мы подробнее поговорим про такой вид творчества, как художественное творчество, наиболее известное для нас.
Когда мы говорим о художественном творчестве, речь идет о том, что Художественное творчество - это процесс создания произведения искусства, в основе которого лежит эстетическое переживание воспринимаемой действительности в художественном образе.
Под этими словами в первую очередь предполагается изобразительное искусство, а именно живопись, когда человек занимается рисованием каких-либо художественных образов.
Многие знают о существовании в психологии такого метода, как арт-терапия. Но не все понимают, почему арт-терапия так популярна и приносит результаты.
Арт-терапия является направлением в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, которое основано на занятиях клиентов изобразительным творчеством.
Своей главной целью арт-терапия считает гармонизацию психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно выразить и изучить различные чувства и эмоции.
Арт-терапия раскрывает внутренние, самоисцеляющие ресурсы человека, тесно связанные с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и в то же время потребность в отображении своего внутреннего мира, что позволяет активно перерабатывать информацию, поступающую извне. В результате в психике клиента вырабатываются различные адаптивные механизмы, позволяющие ему лучше приспосабливаться к жизни и быть более успешным в постоянно меняющемся мире.
Таким образом, творчество целительно уже само по себе, оно не только позволяет нам снова прожить и разрешить внутренние конфликты, но также обогащает нашу душу.
Создатели арт-терапии выявили эти важнейшие свойства художественного творчества и раскрыли их в своих методиках. Но ведь никто не запрещает нам пользоваться всеми этими преимуществами и в обычной жизни.
И теперь мы предлагаем вам попробовать вводить художественное творчество в свою жизнь. Зачем же долго обсуждать это? Давайте приступать к практике.
Упражнение 1. Животное в комфортной среде
И первое упражнение будет направлено не только на развитие наших художественных способностей, но и на развитие психоэмоциональной стабильности.
Эта техника позволяет буквально на физическом уровне почувствовать себя лучше.
Сконцентрируйтесь на своем теле, попробуйте по очереди обратить внимание на каждую его часть и то, как она себя ощущает. После этого почувствуйте, образ какого животного вам сейчас больше всего откликается.
Нарисуйте это животное в той среде, которая для него наиболее комфортна. Когда рисунок будет закончен, подумайте, есть ли что-то еще, что было бы важно и приятно этому животному. Дополните свой рисунок.
Смотря на готовую работу, ответьте себе на вопросы:
- О каких моих потребностях сообщает эта работа?
- Как я могу поддержать себя в них уже сегодня? Что я могу для себя сделать, чтобы почувствовать себя лучше?
Давайте поделимся друг с другом получившимися рисунками и внутренними ощущениями как от самого процесса рисования, так и от наших рассуждений на эту тему.
Что-то может получиться не сразу, однако помните: одно то, что вы задумались о заботе о себе и начали делать активные шаги в этом направлении, — уже важный этап на пути к ментальному здоровью.
Ведь наше ментальное здоровье и есть ключ к полноценному здоровью и молодости нашего тела.
А теперь, попрактиковавшись в реальности, давайте перенесемся в виртуальную реальность и попробуем порисовать там.
Упражнение 2. ВР-игра Tilt Brush.
Эта игра позволяет рисовать в трехмерном пространстве. Дайте волю своему творчеству со всеми возможными кистями, какие только существуют. Вы можете настроить любой цвет, любую ширину и толщину кисти. Ваши возможности в этой игре безграничны, и вы можете воплотить любые ваши фантазии.
Теперь попробуйте не просто рисовать, а попробовать порисовать образы, которые помогут вам также и для преодоления негативного состояния с помощью рисования:
☘ усталость - рисуйте цветы,
☘ злость - рисуйте волнистые линии,
☘ плохое настроение - рисуйте радугу, закрашивайте весь лист яркими цветами радуги,
☘ не получается вспомнить что-то важное - рисуйте лабиринты,
☘ не знаете, как поступить, есть проблема выбора - рисуйте дороги,
☘ нужна систематизация мыслей - подойдет рисование квадратов или шестиугольников,
☘ не можете сконцентрироваться - ставьте на листе бумаги много много точек,
☘ нужное направление мыслям даст спираль,
☘ для создания ассоциации безопасности, спокойствия - рисуйте круги,
☘ для увеличения энергии, движения вперед - рисуйте треугольники.
Давайте обсудим, насколько каждый из вас прочувствовал художественное искусство. Как ваши ощущения от процесса рисования? Что решили нарисовать, насколько были увлечены этим процессом? Спасибо за ваши ответы.
А теперь перейдем к следующей игре. Наверняка все уже подустали быть художниками, так давайте полюбуемся на уже написанные произведения искусства, и прочувствуем атмосферу великих картин.
Упражнение3. ВР-играThe Kremer Collection VR Museum.
Данная игра - это виртуальный музей, в котором представлены тщательно воссозданные картины и исключительное пространство настоящего музея, дизайн которого отсылает к научной и художественной энергии Золотого века.
Вы можете рассмотреть детально любую картину, представленную в этом музее, даже не находясь непосредственно в нем, а через виртуальную реальность. Давайте попробуем окунуться в мир изобразительного искусства в виртуальной реальности и пробудить в себе самые высшие эмоции созерцания великого.
Таким образом, для развития художественного творчества необходима также художественная насмотренность, чтобы наш мозг создавал новые нейронные связи, и мы могли сами созидать что-то новое, новые образы и фантазии будут все чаще посещать наш разум.
Домашнее задание
Упражнение 4. Анализ художественных произведений.
Поэтому в качестве домашнего задания мы предлагаем вам ознакомиться с художественными произведениями великих авторов, по вашему усмотрению. Попробуйте проанализировать несколько картин и выявить, что пытался передать автор той или иной картиной, какие чувства он испытывал при ее создании. Выбранные картины сохраните, пожалуйста, на ваши смартфоны, чтобы все могли увидеть их. А на следующий день тренинга мы с вами обсудим, какие выводы вы успели сделать.
Упражнение 5. Ресурсный рисунок.
Следующее задание будет заключаться конечно в непосредственном развитии ваших художественных навыков. Предлагаем вам с помощью любых средств (краски, мелки, карандаши, фломастеры), нарисовать вашу ресурсную картину-мандалу.
Итак, нарисуйте круг и заполните его цветами и символами, которые у вас ассоциируются с ощущением наполненности и гармонии. Это может быть любой рисунок внутри круга, не обязательно симметричный орнамент.
Смотря на готовую ресурсную мандалу, ответьте себе на вопросы:
- Что изображено на этом рисунке? С чем у меня ассоциируются символы и цвета, изображенные в нем?
- Что он может мне сообщить о том, как я мог бы ощутить себя более наполненным?
- Как я могу уже сегодня привнести больше ресурса в свою жизнь?
Получившиеся рисунки возьмите с собой в следующий раз, и мы обязательно полюбуемся на них.
На этом на сегодня все, спасибо всем за внимание и до новых встреч!
Тренинг подготовлен по проекту РНФ № 19-18-00058
Руководитель проекта: Березина Т.Н.
Составители тренинга: Иванова А.В., Горшенина Ю.В.
Благодарим за прочтение статьи, до новых встреч!