Найти тему

День 2. Художественное творчество как ресурс антистарения.

Добрый день, дорогие читатели! Продолжаем наш творческий тренинг антистарения. В прошлый раз мы затронули тему творчества в целом, определили наши с вами творческие направленности, свой творческий потенциал и креативный резерв.

Обсуждение домашнего задания.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сегодня для начала давайте обсудим с вами домашнее задание. Все ли выполнили его и прошли тестирование? Давайте обсудим ваши результаты и поделимся друг с другом - согласны ли вы с тем, какие результаты вы получили по данному тестированию? Какие виды творчества вам подошли по тесту, и какие из них вы бы действительно захотели попробовать? А может быть что-то из этого вы уже попробовали? Не стесняйтесь поделиться со всеми вашими успехами.

На данном этапе также проводится рефлексия, для того, чтобы лучше разобраться в данном вопросе и понять себя.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Итак, тема второго дня тренинга – «Художественное творчество как ресурс антистарения». Сегодня мы подробнее поговорим про такой вид творчества, как художественное творчество, наиболее известное для нас.

Когда мы говорим о художественном творчестве, речь идет о том, что Художественное творчество - это процесс создания произведения искусства, в основе которого лежит эстетическое переживание воспринимаемой действительности в художественном образе.

Под этими словами в первую очередь предполагается изобразительное искусство, а именно живопись, когда человек занимается рисованием каких-либо художественных образов.

Многие знают о существовании в психологии такого метода, как арт-терапия. Но не все понимают, почему арт-терапия так популярна и приносит результаты.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Арт-терапия является направлением в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, которое основано на занятиях клиентов изобразительным творчеством.

Своей главной целью арт-терапия считает гармонизацию психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно выразить и изучить различные чувства и эмоции.

Арт-терапия раскрывает внутренние, самоисцеляющие ресурсы человека, тесно связанные с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и в то же время потребность в отображении своего внутреннего мира, что позволяет активно перерабатывать информацию, поступающую извне. В результате в психике клиента вырабатываются различные адаптивные механизмы, позволяющие ему лучше приспосабливаться к жизни и быть более успешным в постоянно меняющемся мире.

Таким образом, творчество целительно уже само по себе, оно не только позволяет нам снова прожить и разрешить внутренние конфликты, но также обогащает нашу душу.

Создатели арт-терапии выявили эти важнейшие свойства художественного творчества и раскрыли их в своих методиках. Но ведь никто не запрещает нам пользоваться всеми этими преимуществами и в обычной жизни.

И теперь мы предлагаем вам попробовать вводить художественное творчество в свою жизнь. Зачем же долго обсуждать это? Давайте приступать к практике.

Упражнение 1. Животное в комфортной среде

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И первое упражнение будет направлено не только на развитие наших художественных способностей, но и на развитие психоэмоциональной стабильности.

Эта техника позволяет буквально на физическом уровне почувствовать себя лучше.

Сконцентрируйтесь на своем теле, попробуйте по очереди обратить внимание на каждую его часть и то, как она себя ощущает. После этого почувствуйте, образ какого животного вам сейчас больше всего откликается.

Нарисуйте это животное в той среде, которая для него наиболее комфортна. Когда рисунок будет закончен, подумайте, есть ли что-то еще, что было бы важно и приятно этому животному. Дополните свой рисунок.

Смотря на готовую работу, ответьте себе на вопросы:

- О каких моих потребностях сообщает эта работа?

- Как я могу поддержать себя в них уже сегодня? Что я могу для себя сделать, чтобы почувствовать себя лучше?

Давайте поделимся друг с другом получившимися рисунками и внутренними ощущениями как от самого процесса рисования, так и от наших рассуждений на эту тему.

Что-то может получиться не сразу, однако помните: одно то, что вы задумались о заботе о себе и начали делать активные шаги в этом направлении, — уже важный этап на пути к ментальному здоровью.

Ведь наше ментальное здоровье и есть ключ к полноценному здоровью и молодости нашего тела.

А теперь, попрактиковавшись в реальности, давайте перенесемся в виртуальную реальность и попробуем порисовать там.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Упражнение 2. ВР-игра Tilt Brush.

Эта игра позволяет рисовать в трехмерном пространстве. Дайте волю своему творчеству со всеми возможными кистями, какие только существуют. Вы можете настроить любой цвет, любую ширину и толщину кисти. Ваши возможности в этой игре безграничны, и вы можете воплотить любые ваши фантазии.

Теперь попробуйте не просто рисовать, а попробовать порисовать образы, которые помогут вам также и для преодоления негативного состояния с помощью рисования:

☘ усталость - рисуйте цветы,

☘ злость - рисуйте волнистые линии,

☘ плохое настроение - рисуйте радугу, закрашивайте весь лист яркими цветами радуги,

☘ не получается вспомнить что-то важное - рисуйте лабиринты,

☘ не знаете, как поступить, есть проблема выбора - рисуйте дороги,

☘ нужна систематизация мыслей - подойдет рисование квадратов или шестиугольников,

☘ не можете сконцентрироваться - ставьте на листе бумаги много много точек,

☘ нужное направление мыслям даст спираль,

☘ для создания ассоциации безопасности, спокойствия - рисуйте круги,

☘ для увеличения энергии, движения вперед - рисуйте треугольники.

Давайте обсудим, насколько каждый из вас прочувствовал художественное искусство. Как ваши ощущения от процесса рисования? Что решили нарисовать, насколько были увлечены этим процессом? Спасибо за ваши ответы.

А теперь перейдем к следующей игре. Наверняка все уже подустали быть художниками, так давайте полюбуемся на уже написанные произведения искусства, и прочувствуем атмосферу великих картин.

Упражнение3. ВР-играThe Kremer Collection VR Museum.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Данная игра - это виртуальный музей, в котором представлены тщательно воссозданные картины и исключительное пространство настоящего музея, дизайн которого отсылает к научной и художественной энергии Золотого века.

Вы можете рассмотреть детально любую картину, представленную в этом музее, даже не находясь непосредственно в нем, а через виртуальную реальность. Давайте попробуем окунуться в мир изобразительного искусства в виртуальной реальности и пробудить в себе самые высшие эмоции созерцания великого.

Таким образом, для развития художественного творчества необходима также художественная насмотренность, чтобы наш мозг создавал новые нейронные связи, и мы могли сами созидать что-то новое, новые образы и фантазии будут все чаще посещать наш разум.

Домашнее задание

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Упражнение 4. Анализ художественных произведений.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Поэтому в качестве домашнего задания мы предлагаем вам ознакомиться с художественными произведениями великих авторов, по вашему усмотрению. Попробуйте проанализировать несколько картин и выявить, что пытался передать автор той или иной картиной, какие чувства он испытывал при ее создании. Выбранные картины сохраните, пожалуйста, на ваши смартфоны, чтобы все могли увидеть их. А на следующий день тренинга мы с вами обсудим, какие выводы вы успели сделать.

Упражнение 5. Ресурсный рисунок.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Следующее задание будет заключаться конечно в непосредственном развитии ваших художественных навыков. Предлагаем вам с помощью любых средств (краски, мелки, карандаши, фломастеры), нарисовать вашу ресурсную картину-мандалу.

Итак, нарисуйте круг и заполните его цветами и символами, которые у вас ассоциируются с ощущением наполненности и гармонии. Это может быть любой рисунок внутри круга, не обязательно симметричный орнамент.

Смотря на готовую ресурсную мандалу, ответьте себе на вопросы:

- Что изображено на этом рисунке? С чем у меня ассоциируются символы и цвета, изображенные в нем?

- Что он может мне сообщить о том, как я мог бы ощутить себя более наполненным?

- Как я могу уже сегодня привнести больше ресурса в свою жизнь?

Получившиеся рисунки возьмите с собой в следующий раз, и мы обязательно полюбуемся на них.

На этом на сегодня все, спасибо всем за внимание и до новых встреч!

Тренинг подготовлен по проекту РНФ № 19-18-00058

Руководитель проекта: Березина Т.Н.

Составители тренинга: Иванова А.В., Горшенина Ю.В.

Благодарим за прочтение статьи, до новых встреч!