Во все времена, в любой стране, при любом строе стихи читали всего один процент населения. Но этого одного процента, растворённого в человечестве, было достаточно, чтобы это человечество вконец не оскотинилось.
С этой самодельной мысли Вячеслав Вьюнов начинает все свои поэтические семинары. А 20 (21) октября был не семинар - юбилей. О том и речь. И стихи в конце (обязательно!)
Задержались нынче в наших краях осень года и осень литературная. 21 октября в органном зале филармонии собралась пишущая и читающая Чита. А виновник собрания – писатель Вячеслав Александрович Вьюнов, которому исполнилось 70, – шутил со сцены:
«Вчера, не по своей воле, правда, я переметнулся из лагеря непримиримых шестидесятников в лагерь семидесятников. Скажу вам так: компания тоже неплохая, приличная».
И все три часа зритель то смеялся, то подпевал, то крепко задумывался, а то и подхватывал стихотворные строки, которые в самое сердце.
Репортажи с таких мероприятий – дело не особенно благодарное. Потому что, не побывавши, атмосферу не ощутишь. А в пересказе она «обсыхает», как теряют краски вынутые из воды камни. Кто придумал сравнивать с ними поэзию? Вячеслав Вьюнов.
Глубокий и мудрый философ, филолог, историк, он просто, как сказку внукам, рассказывает своим читателям, что художественная правда выше правды жизненной, а Россия – плод всеобщего народного воображения, итог народного творчества, и этот художественный вымысел правдивее и реальнее существующей России... Найдите его книгу «Я, видимо, очень русский» – сегодня самое время её прочесть.
Стихи Вьюнова отыскать тоже несложно. В любой сельской и городской библиотеке сборник найдётся, на крайний случай есть интернет. Не бойтесь мудрствований – его поэтическое слово тоже очень земное и человечное. О природе, любви, Родине, маме, звёздах, которые можно в подмёрзшей луже палкой перемешать и «никому, никому не мешать»...
И верно, многим вдвойне близок он тем, что много уж лет звёзды ему светят деревенские, тихого приозёрного села Тасей, что в Читинском районе. Там классик забайкальской литературы живёт и здравствует, слава Богу, вполне по-забайкальски. Доит коров, чистит стайки. А управившись с хозяйством, спешит записывать мысли, которые на свежем воздухе и в труде как вода из колодца: так пронзительны, что только маленькими глотками, но пил бы и пил.
Но вернёмся в камерный зал краевой филармонии, где Вьюнов при галстуке, а в зрительном зале редактор журнала «Хронограф» Равиль Гениатулин делится новостями с неувядающей четой Павленко, фотограф Николай Назаров машет юбиляру: мол, будь спокоен, пришёл!
Обстановка была домашней, семейной. Люди, десятки лет шедшие вместе тропами литературы, геологии, жизни, радовались возможности свидеться.
Организаторы тоже постарались на... славу. Пушкинская библиотека, литературная студия Читинской медакадемии (вот как талантливы в Забайкалье даже будущие врачи!), училище культуры, филармония, краевой драматический театр, кафедра литературы – все тепло и сердечно вписали свои странички в этот «семидесятый том». Отдельная благодарность зрителя замечательной ведущей, актрисе Екатерине Рябовой, которая дирижировала потоком речей, музыкальных номеров и поздравлений.
Не только сценаристы-артисты, но каждый гость, выходя на сцену поздравить юбиляра, дополнял портрет «писателя и гражданина» Вьюнова разноцветными бликами.
Так, фотограф Александр Леснянский, в прошлом – геолог, рассказал об общем с Вьюновым полевом сезоне – как будущий писатель на будущем директоре художественного салона сюжеты будущих произведений «обкатывал»!
Первый губернатор Забайкалья Равиль Гениатулин напомнил, что всё неслучайно и одарённость у Вьюнова в генах – от матери-архитектора; многие знаковые здания столицы региона – её след на земле.
Редактор литературного журнала «Слово Забайкалья» Сергей Забелин сказал новое слово в минералогии. А вышло так. За годы работы в «Забайкальском рабочем» геолог Вьюнов собрал для коллег коллекцию забайкальских минералов, снабдил табличками, а когда ушёл, они отыскали оставшийся с проводин кусок... окаменелого плавленого сыра и... поместили в тот же шкаф под стеклом на почётное место с табличкой «Вьюновит»!
Но это так, в качестве юмористически-лирического отступления. На самом деле Сергей Николаевич сообщил очень важное, может быть, самое важное – в октябрьском номере «Слова Забайкалья» вышла часть нового романа Вячеслава Вьюнова «Сладкая печаль сердца». В нём судьбы реальных людей, наших земляков, и, конечно, самого автора, а в его жизни было столько всего, что хоть роман пиши!.. Это произведение ещё предстоит оценить читателям и литературоведам, и не за один присест – так оно масштабно и глубоко.
Любителям малых литературных форм тоже есть подарок – поэтический сборник «Незаметно кончается лето». Его поэт посвятил любимой жене Наталье, которая муза и спутница его во все мытарства и времена.
...А поздним вечером, когда отгремели аплодисменты, разошлись гости, тасейский затворник – так называют Вьюнова в литературной среде – помчался домой: «Корову доить надо. Она, кроме меня, никого к себе не подпустит».
Пусть светит огнями на дальней своей стороне нам ещё долго-долго.
А теперь стихи!
(чтобы человечество не оскотинилось😃)
Когда сирени по весне шумели,
И женщины дарили верный знак,
Ах, как они таинственно смотрели!
Ах, как они внимательно смотрели!
Ах, как смотрели!..
А теперь – никак.
🍁🍁🍁
И , скорее, уже по наитью
Обращаюсь всё чаще к душе.
Никаких я не сделал открытий,
И, пожалуй, не сделать уже.
Но в скитаньях по свету я вызнал,
Что природа от глаза таит:
Всё на свете пронизано жизнью,
Всё на свете живёт и болит.
Только как объяснить вам достойно,
Что он значит теперь для меня,
Жёлтый свет – и неяркий, и ровный –
Навсегда уходящего дня.
Вечерами озёра вздыхают,
Состоящие изо льда.
Это спит и зимой отдыхает
Утомлённая летом вода.
На окошке багульник в стакане
Распускается, чтобы гореть.
Что же делать мне с этою тайной?
Смерти нет.
И нельзя умереть.
🍁🍁🍁
НА ОСЕННЕМ КЛАДБИЩЕ
Здесь иная бывает прохлада.
Очень тихо. И так хорошо,
Словно ты в состоянье… распада,
Сам того не заметив, вошел.
На лучи распадается солнце,
Распадается путь на шаги,
Распадаются сосны на кольца,
В водоёмах – вода на круги.
Ничего не почувствуешь сразу,
Ничего не произойдёт.
Он почти незаметен для глаза –
В неизвестную жизнь переход.
🍁🍁🍁
Смотрим в небо.
В небо сине
Чьей запущены рукой
Бумеранговые клинья
Журавлей над головой?
Другие тут