Как показывает практика, при возникновении проблем с возвратом долга по кредитному договору большинство должников вынуждены сталкиваться со специалистами из отдела по борьбе с проблемной задолженностью или, как их еще в простонародье называют, коллекторами.
Стратегии и методы работы с должником в коллекторских агентствах могут быть различны: кто-то постоянно названивает на телефон должника, оказывая на последнего психологическое воздействие, кто-то различными способами пытается создать дискомфорт повседневной жизни заемщика, спуская покрышки у автомобиля или запирая дверь в квартиру монтажной пеной, а иногда беспредел коллекторов может дойти и до угроз жизни и здоровью должника и членов его семьи.
Катализатором для изменения политики государства в отношении коллекторов послужил случай 2016 года, произошедший в Ульяновской области, когда в целях устрашения должника, взявшего займ на сумму в 4000 рублей, коллектор закинул в окно жилого дома коктейль Молотова, в результате чего чуть не погиб двухлетний ребенок. После данного инцидента государство всерьез заинтересовалось вопросом правового регулирования деятельности по взысканию просроченной задолженности.
Результатом «коллекторской реформы» стало принятие в 2016 году федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».
Многие всерьез стали называть данный законодательный акт Конституцией Должника, ведь в нем закрепляется целый перечень гарантированных должнику прав, а в отношении коллектора наоборот – ряд ограничений, игнорирование которых может привести к серьезным юридическим последствиям.
В настоящей статье мы попытались собрать выжимку наиболее важных для рядового должника гарантий, которые можно обнаружить в данном законе, знание и применение которых поможет Вам на практике при возникновении споров с надоедливыми взыскателями.
1. В законе закрытым перечнем определяются способы взаимодействия коллектора и должника, к которым относятся:
- личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
- телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
- почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Если в кредитном договоре предусмотрены иные способы, то у Вас есть право в любой момент в одностороннем порядке отказаться от них, написав соответствующее заявление Вашему кредитору.
2. Действия коллекторов по взысканию просроченной задолженности не могут быть связаны с:
- применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;
- уничтожением или повреждением имущества либо угрозой уничтожения или повреждения;
- применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;
- оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.
3. Коллектор, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника.
4.Законом не допускается непосредственное взаимодействие с должником:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;
3) посредством телефонных переговоров:
а) более одного раза в сутки;
б) более двух раз в неделю;
в) более восьми раз в месяц.
5. Должник вправе направить кредитору заявление об:
1)осуществлении взаимодействия только через указанного должником представителя. Представителем в данном случае может выступать только Ваш адвокат;
2)отказе от взаимодействия. Данное заявление может подаваться только после истечения 4 месяцев с момента возникновения просрочки. При этом кредитор будет иметь право взаимодействия с Вами исключительно путем направления почтовой корреспонденции по Вашему месту жительства.
Это лишь небольшая часть полезных для должника положений указанного закона, поэтому мы настоятельно рекомендуем самостоятельно ознакомиться каждому с его содержанием.
И хотя в настоящее время угроза коллекторских злоупотреблений значительно снижена, все также остаются и те, кто готовы плевать на установки закона и прибегать к методам взыскания, сформировавшимся еще в «лихих» 90-ых. В данном случае одним из способов борьбы с подобными нарушителями будет написание заявлений в полицию, прокуратуру, а также федеральную службу судебных приставов, которая осуществляет непосредственный надзор за коллекторскими организациями. Однако и после поступления заявлений угрозы со стороны коллекторов могут не прекратиться, поэтому должнику необходимо найти иные варианты самостоятельного разрешения собственных проблем.
Самым простым и эффективным решением в данной ситуации будет подача заявления должником на собственное банкротство. Признание обоснованности указанного заявления является безусловным основанием для полного прекращения взаимодействия коллектора с должником не только с точки зрения буквы закона, но и с позиции самих коллекторов, которые окончательно убеждаются в безнадежности Ваших кредитных обязательств.
Узнать о нас больше можно здесь:
Вконтакте: https://vk.com/promitent
YouTube: https://www.youtube.com/@promitent
Наш сайт: https://promitent.ru
Одноклассники: https://ok.ru/group/70000004216495
Отзывы о нас: https://2gis.ru/tomsk/search/промитент/firm/70000001063856835/84.951275%2C56.484689/tab/reviews
С уважением, ООО «Промитент»!