Найти тему

По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала XX века.

Где: Третьяковская галерея

Адрес: Лаврушинский переулок, 10

До: 12 ноября 2023

Константин Сомов (1869-1939) Художники А.Н.Бенуа и Л.С.Бакст за работой. 1896
Константин Сомов (1869-1939) Художники А.Н.Бенуа и Л.С.Бакст за работой. 1896

Слово “академический” рождает ассоциации с чем-то сложным для восприятия. Может показаться, что эта выставка предназначена для профессионалов, искусствоведов, людей, глубоко погруженных в данную тематику. Отнюдь! Выставка очень познавательная и очень легкая для восприятия.

Мне было очень интересно посмотреть на портреты и автопортреты будущих знаменитых художников. Все они написаны еще в пору их обучения в Петербургской Академии художеств. Листайте ленту.

Сравните “робкую руку” Серова в начале художественного пути и автошарж в последние годы жизни.

Валентин Серов (1865-1911) Автопортрет. 1879                 Авто "Скучный Серов" 1910-1911
Валентин Серов (1865-1911) Автопортрет. 1879 Авто "Скучный Серов" 1910-1911

Экспозиция великолепно продумана и структурирована, она последовательно знакомит вас с этапами обучения рисунку в Петербургской Академии художеств. Начинался путь художника с отработки простейших элементов карандашного рисунка, затем переходили к рисованию пером тушью, следующий этап – копирование оригиналов картин известных художников. Например, ученики Карла Брюллова копировали его картины. На выставке представлены два рисунка Андрея Гороновича – копии сепий Брюллова, Местонахождение самих сепии Брюллова ныне неизвестно, и именно эти копии дают нам представление об оригиналах Брюллова. На рисунке “Язык цветов” изображена сцена в гареме, где молодая женщина с помощью цветов посылает тайное послание своему возлюбленному.

Андрей Горонович (1818 - не ранее 1889) Исповедь. Копия с сепии К.П.Брюллова
Андрей Горонович (1818 - не ранее 1889) Исповедь. Копия с сепии К.П.Брюллова
Андрей Горонович (1818 - не ранее 1889) Язык цветов. Копия с сепии К.П.Брюллова
Андрей Горонович (1818 - не ранее 1889) Язык цветов. Копия с сепии К.П.Брюллова

Следующей ступенью освоения мастерства было рисование с гипсовых копий мраморных бюстов и статуй выдающихся мастеров прошлого. Посмотрите, как копировали голову Зевса Марк Антокольский, Федор Пукирев, Василий Савинский.

Следующий этап – анатомический рисунок. Экорше (от фр. écorché – ободранный) – скульптурное изображение фигуры без кожи, с открытыми мышцами.

Николай Рерих (1874-1947) Экорше Гудона. 1894
Николай Рерих (1874-1947) Экорше Гудона. 1894
Борис Кустодиев (1878-1927) Мышцы человека 1897
Борис Кустодиев (1878-1927) Мышцы человека 1897

Затем переходили к натурному классу. Натурщиками были мужчины. На экзамене нужно было нарисовать группу из двух человек. По результатам экзамена награждали малой и большой серебряными медалями «За успехи в рисовании». Например, Александр Иванов за свой рисунок на годовом экзамене получил оценку 1, т.е. был признан лучшим из всех, и получил большую серебряную медаль. Решение профессоров и печать можно увидеть в правой верхней части рисунка. Не забывайте листать ленту, чтобы посмотреть больше рисунков.

Женщин-натурщиц до реформы 1893 года можно было встретить только в частных мастерских, в парижских и римских художественных учебных заведениях.

Изображению исторически достоверных костюмов, изящных складок, драпирующихся вокруг тела, учили в манекенном и «костюмном» классах. Василий Верещагин – тезка и однофамилец знаменитого художника-баталиста. “Портрет девушки в красной кофте с ружьем в руке” отсылает к знаменитому в то время образу Микелины ди Чезаре, прозванной Ла Бригантесса (Разбойница). Она была одним из лидеров банды юга Италии, члены которой боролись против объединения государства. Ее фотографии в национальном костюме с винтовкой активно тиражировались в 1865 году по всей Италии. Верещагин был в пенсионерской поездке по Италии и написал акварель по мотивам этих фотографий, создавая не точный портрет Микелины, а собирательный образ девушки-разбойницы.

Каждый академист ежемесячно был обязан выполнять учебный композиционный эскиз, тему которого назначал дежурный профессор, предпочтение отдавалось мифологическим и библейским сюжетам.

Лучшие выпускники получали право на пенсионерскую поездку за границу за счет Академии. Каждые полгода они обязаны были присылать на родину отчет, выполненные копии с работ знаменитых мастеров и свои собственные работы художники отправляли в Петербург.

Приятная неожиданность – в каждом зале выставки Вам будет чему улыбнуться.

Подведем итоги: если Вы еще не успели побывать на этой выставке - бегите! До 12 ноября еще есть время. Организаторам и кураторам выставки: "Браво!"

В конце, как всегда, мои фавориты экспозиции.

Зинаида Серебрякова (1884-1967). Турция. 1916
Зинаида Серебрякова (1884-1967). Турция. 1916
Виктор Васнецов (1848-1926) Блаженство Рая. 1893
Виктор Васнецов (1848-1926) Блаженство Рая. 1893

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Третьяковскаягалерея #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Русскийакадемическийрисунок #Поступеняммастерства