38,2K подписчиков

Человек, за которым хочется идти

В наше время существует огромное количество оригинальных и интересных методик преподавания и подачи материала в школе. Однако молодому специалисту не всегда хватает теоретических знаний для их реализации, так как не хватает опыта работы с детьми. Его можно получить, например, при прохождении практики в школе или в детском лагере в роли вожатого. На наш взгляд, второй вариант наиболее эффективен.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Кто такой вожатый сегодня?

Вожатый – руководитель детской общественной организации в школе, в пионерском лагере. Именно такое семантическое значение заложили в это понятие в Советском Союзе, где оно и зародилось: пионервожатый, вожатый пионеров. Однако после роспуска пионерской организации термин «вожатый» перестал иметь нормативное определение.

Сегодня для многих детских оздоровительных лагерей и иных учреждений отдыха и оздоровления детей должность вожатого общеупотребима и в повседневной речевой практике чаще заменяет более правильные наименования должностей «воспитатель» или «педагог-организатор», хотя у них разный функционал.

Для нас вожатый – это в первую очередь наставник, старший товарищ для ребенка. Работа вожатого подразумевает активность и креативный подход в решении любых проблем и взаимодействии с детьми. Нам всегда нужно быть готовыми поговорить с ребенком по душам, решить непростой педагогический кейс, разработать новые игры на командообразование, поставить сценку, спеть, станцевать, в момент научиться работать с фото/видеоредакторами и другими компьютерными программами, быть эрудированными во всех областях знаний. Вожатый – это человек, за которым хочется идти. Тот, кто говорит по делу и знает много, хотя иногда по нему и не скажешь, тот, кто интересен ребенку больше, чем мобильный телефон. В нем соединяются ребенок, взрослый и педагог, каждая из его личностей всегда находится в непосредственном взаимодействии с детским коллективом, другими словами, всегда находится в тренде.

Вожатый сегодня играет важную роль в формировании тех самых трендов. Он создает новые программы, экспериментирует с различными формами работы и инновационными методиками и вносит свой вклад в развитие педагогики. Деятельность вожатого не ограничивается рамками урока, она подразумевает постоянное плотное взаимодействие с детьми во всех сферах их развития.

В чем разница между вожатым и аниматором?

В современном обществе часто не разделяют понятия «вожатый» и «аниматор». Их нередко используют в быту как синонимы. Это влечет за собой определенную путаницу в работе, а в профессиональных кругах считается своего рода оскорблением.

Вожатый – это педагог, который получил профильное образование в педагогической деятельности. У нас большие знания в области возрастной психологии, командоформирования и выявления ролей внутри детских коллективов, как временных, так и постоянных. Вожатый нацелен на воспитание положительных качеств у детей. У аниматоров своя специфика работы. Их цель – развеселить детей и создать альтернативный какой-то деятельности досуг. Вожатые тоже люди, и они ценят свою профессию не меньше, чем педагоги-предметники или любые другие работники сферы образования.

Какую роль в жизни играет опыт работы вожатым?

Именно опыт работы вожатым (у нас он был разный) привел нас в профессию, помог осознать ее суть.

Работая, развиваемся

Однако работой вожатым дело не ограничилось. Желая самореализации и саморазвития, каждый из нас вступил в педагогический отряд «Профильная четверть» (ПОПЧ) – добровольное объединение активных, ярких и целеустремленных ребят, которые хотят осуществлять социально-педагогическую деятельность в рамках организации образовательно-досуговой деятельности детей и подростков.

Для нас ПОПЧ стал настоящей семьей! Здесь мы смогли прокачать свои педагогические навыки, организаторские способности (постановка номеров, подготовка квестов, проведение массовых мероприятий и многое другое), попробовали себя в разных ролях на городских и выездных сменах проектов Московского Дворца пионеров, но самое главное – встретили людей с идентичными интересами и стремлениями в жизни.

Члены педагогического отряда «Профильная четверть» участвуют в различных конкурсах («Лига вожатых», «Мистер и миссис Педагогический отряд») и проектах («ПОЛАР»), занимаются волонтерской деятельностью, методическими разработками в рамках дополнительного образования детей и подростков.

Как помогает опыт работы вожатым в школе?

Опыт работы вожатым помог нам ближе познакомиться с детьми и узнать их психологию, научил нас быть наставниками, старшими товарищами, которые способны донести до детей информацию на понятном им языке, дал возможность поработать со сложными педагогическими кейсами, которые могут не встретиться за все время работы в школе, научил подбирать нестандартные пути решения конфликтов, развил креативное мышление, помог научиться слышать и слушать, анализировать и рефлексировать, придумывать различные формы коллективного общения.

Эти навыки нам помогла приобрести именно вожатская деятельность – такая стремительная и неповторимая, искренняя и неисчерпаемая.

Вожатый в школе – нужная и важная профессия. Если в вашей школе есть вожатый, значит, у вас складывается благоприятная атмосфера внутри педагогического и детского коллективов. Основная функция вожатого – занятие ученическим советом (ученическим самоуправлением), целью которого является создание и реализация прав обучающихся внутри школы. Именно благодаря вожатым в школе дети могут быть услышанными, найти отражение своей деятельности. Какие бывают проекты? Абсолютно разные – от улучшения условий в школе и до организации мероприятий. Спектр возможностей ученического совета безграничен, как и детская фантазия. Конечно, в рамках норм морали, устава школы и ресурсных возможностей школы. Вожатый курирует всю эту деятельность и координирует потоки мыслей, идей, направляет их в нужное русло.
Вожатый – это не профессия, а состояние души.

Мария ШВЫРКУНОВА, старшая вожатая, специалист по связям с общественностью школы №657;
Андрей ЭНКИН, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №657

Мнение

Андрей ЭНКИН:

– В 16 лет я попал в лагерь во Дворце пионеров на Воробьевых горах, в котором работа была направлена на ученическое самоуправление и на саморазвитие. Я увидел, чем занимаются вожатые, увидел незнакомый мир. В этом лагере у меня окончательно сформировалось понимание того, чем я хочу заниматься: наставничеством, помогать детям находить свою дорогу в жизни.

В лагере во Дворце пионеров я со временем дорос до вожатого и до сих пор продолжаю сотрудничать с дворцом. С 18 лет – с первого курса института – начал работать в школе.

Мария ШВЫРКУНОВА:

– По образованию я педагог-филолог. До летней практики в образовательном проекте «Профильная четверть» я была увлечена научной частью моей будущей профессии, думала, что теоретические знания помогут мне подать материал так, что все сразу заинтересуются моим рассказом, и не обращала внимания на то, что педагог – это не только человек, который обладает определенными знаниями и базовыми навыками подачи материала, это человек, который может заинтересовать своей оригинальной подачей материала, может проявить чуткость к ребенку, подобрать индивидуальный подход к каждому, помочь отрефлексировать результат деятельности. Мой потенциал помогла раскрыть именно вожатская практика. Для меня открылся новый, неизведанный мир детства. В моем понимании вожатый – это профессионал, который готов не только веселиться и дарить положительные эмоции детям, но и быть старшим товарищем, который несет ответственность за настрой внутри коллектива, за взаимодействие внутри него.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».