Уже несколько лет Западным миром правит практика отмены. Представьте себе, что вы известный писатель или актёр и вдруг решили высказать личное мнение на странице в социальной сети. Ничего странного, ведь подобное право положено вам по Конституции, вот только рядом постоянно кружат безумные активисты, которые словно бешеные собаки бросаются на всё, что отличается от заранее озвученных догматов. Простой пример, Джоанн Роулинг (цикл книг о Гарри Поттере) открыто заявляет, что мужчина никогда не может стать женщиной и отказывается называть трансгендеров женщинами. В результате писательнице пришлось столкнуться с критикой и даже угрозами в своё адрес, а в Warner Bros и вовсе старается не приглашать Роулинг на различные мероприятия и встречи с фанатами Гарри Поттера. В итоге многие медийные лица предпочитают в социальных сетях рассказывать о цветочках, воздерживаясь от личной позиции, а проблема дошла и до России. Как оказалось, обычные жители страны всё чаще прибегают к скрытию своих профилей в социальных сетях, чтобы избежать нежелательных последствий со стороны коллег и работодателей.
Информацию подтвердили сотрудники компании «Альфастрахование», ссылающиеся на экспертов из «Лаборатории HR инноваций» и платформы «Академия здоровья». Причина такой практики заключается в стремлении сохранить личную жизнь вдали от посторонних глаз, поскольку есть реальная опасность увольнения или другие проблемы с коллегами. По данным экспертов, есть несколько способов, позволяющие россиянам скрывать свои профили от сотрудников и работодателей. Многие создают дополнительные официальные страницы в социальных сетях, содержащие минимальную информацию о себе. Как оказалось, такой способ выбирает 47% людей. Такие пользователи в любом случае поддерживают связь с родственниками, друзьями и знакомыми в социальных сетях, делясь контентом и другой информацией. Вот только обнаружить настоящую страницу в социальной сети крайне сложно, а даже если работодатель сможет связать несуществующее имя со своим сотрудником, то дальше первой фотографии не зайдёт, ведь контент тщательно скрывается. Это можно сделать благодаря удобной функции, а популярная соцсеть «Вконтакте» позволяет блокировать доступ к профилю для всех, кроме друзей.
Эксперты утверждают, что такое поведение россиян связано с тем, что работодатели слишком внимательно изучают профили своих сотрудников в социальных сетях. Даже на стадии собеседования у 67% респондентов спрашивали о ссылках на их профили. Это происходит ещё до приёма на работу, а нежелание предоставить личный профиль в одном из пяти случаев приводит к отказу. Иногда сотрудники HR или руководство компании начинают задавать дополнительные вопросы после анализа профиля кандидата, что наблюдается в 31% случаев. Подобное внимание работодателей к личной жизни потенциальных сотрудников проявляется независимо от должности, на которую они претендуют. При этом замечено, что кандидаты на руководящие должности проверяются более тщательно (43% респондентов отметили это). Чтобы избежать влияния использования социальных сетей на их рабочую жизнь, россияне начали активно разделять рабочие и личные профили как в реальной, так и в виртуальной жизни. 47% респондентов создали домашние страницы в социальных сетях с ограниченным доступом для родственников и друзей сразу после трудоустройства. Другие 21% приняли такую практику, когда начали замечать, что их личная жизнь стала темой обсуждения среди коллег. Есть также 12% пользователей, которые планируют полностью отказаться от социальных сетей в будущем, чтобы предотвратить слежку со стороны своих работодателей.
В интернете распространены так называемые сайты-визитки, которые по сути являются страницами с информацией о компании, её продуктах и контактной информацией. Такие страницы существуют и в социальных сетях, но только их создают не компании, а сотрудники, как соискатели на вакансии, так и уже работающие лица. 13% участников исследования признались, что ранее регистрировали подобные профили в социальных сетях с целью произвести впечатление на коллег и работодателей. Отмечается, что 24% из тех, кто создавал страницы-визитки или намеренно вносил улучшения в существующие профили, выкладывали специально подготовленные фотографии, а 32% удаляли свои собственные публикации и репосты и отписывались от групп, чтобы скрыть свои настоящие интересы от коллег и руководства. С другой стороны, 18% пользователей специально подписывались на группы и пользователей из определённых сфер интересов для создания впечатления о своём увлечении этими темами.
Данные были получены в рамках опроса более 1660 человек, включая как рядовых сотрудников (89%), так и руководителей (11%). Руководители признались, что часто просматривают профили всех желающих присоединиться к компании, а также внимательно следят за активностью своих сотрудников, включая их жизнь до приёма на новое место работы. Так, 28% руководителей ограничиваются основной информацией и фотографиями, 24% изучают авторские публикации, а 9% даже проводят поиск по никнеймам в поисковых системах, чтобы найти сообщения на форумах и в пабликах.