🖊 В зависимости от выбранного маршрута и направления твоего мотопутешествия, ты можешь столкнуться с полным отсутствием асфальтированных дорог на твоем пути. На территории нашей страны (слава Богу) еще остались нетронутые цивилизацией места, где умение ездить на тяжелом мотоцикле по бездорожью станет важнейшим элементом успеха твоего путешествия! Только в такие моменты ты сможешь оценить себя и свой байк. Именно в таких местах ты можешь повстречать удивительных людей и с головой окунуться в настоящее приключение.
🖊 Находясь в постоянном напряжении, из-за непредсказуемости сцепления колес твоего мотоцикла с дорожным покрытием, ты начнешь находить в этом особый кайф! Следи за дорогой. Ближе к вечеру проведя в седле весь день, ты остановишься в каком-нибудь красивом месте, грязный, голодный, измотанный, но довольный собой. Возможно это и есть основной смысл подобных мотопутешествий!
🖊 Если ты не мастер спорта по мотокроссу и не являешься постоянным участником ралли-рейда «Дакар», то не старайся гнать по незнакомой местности как Марк Кома! В большинстве случаев ты не превысишь и 80-ти км/ч на грунтовой дороге. На большой скорости невозможно быстро реагировать на постоянные изменения дороги. Езда по бездорожью не предсказуема.
🖊 Находясь в одиночном мотопутешествии в дали от шоссе, укроти в себе желание доказать всему белому свету какой ты невероятный гонщик. Помни, что ты еще должен вернуться домой, где тебя ждут твои родные и близкие. Не рискуй и не выходи за рамки:
📌 видимости
📌 опыта
📌 местности
📌 умения управлять своим мотоциклом.
Помни о последствиях:
📌 аварии
📌 угрозы заблудиться
📌 истощения запасов топлива, воды и еды.
🖊 Чаще всего тебе будут попадаться проселочные дороги различного качества покрытия. В лучшем случае это будут прямые и хорошо укатанные участки, на которых не придется закрывать ручку газа. Но так будет не всегда. Наверняка тебе придется столкнуться с дорогами разбитыми от тяжелого транспорта, размытыми дождями, заботливо присыпанными дорожными службами тоннами песка или щебня, а также выбоинами.
🖊 Как правило выбоины чаще всего появляются в результате непрекращающегося потока тяжелого транспорта, например, лесовозов. Дорога в таких местах напоминает стиральную доску. Передвигаться на таком покрытии гораздо комфортнее на скорости около 80-ти км/ч. Твой мотоцикл словно скользит по вершинам каждой такой волны, при этом сильно гася вибрации. Однако на такой скорости колеса едва касаются земли, и сцепление с дорогой очень мало. Несясь в таком режиме на прямике проблем не возникнет (более того, скорее ты получишь невероятное удовольствие), а вот в поворотах есть большой риск улететь в кювет.
Передвигаясь по грейдеру, ты будешь постоянно вилять из стороны в сторону, пытаясь найти более лучшую траекторию, где волн будет меньше или не будет вовсе, хоть и всего на пару метров.
🖊 Если так случилось, что ты потерялся в дали от привычных шоссе – выбирай самую раздолбанную дорогу, потому как именно по ней чаще всего проезжает транспорт. Ухабы на пути будут означать, что ты выбрался на главную дорогу, с которой возможно ты сбился.
🖊 Проблема выбоин решается путем установки шипованных покрышек и сниженным в них давлением. Даже самые зубодробительные участки обычно длятся не более 20-и минут. Периодически дорога будет чудесным образом сглаживаться. Но как только дорога ухудшается – вставай!
🖊 Езда в стойке один из важнейших элементов, при передвижении по бездорожью. Когда ты стоишь на подножках:
📌 все сотрясения подвески проходят через твои ноги, а не дробят твой позвоночник;
📌 Мотоцикл так легче контролировать;
📌 Ты становишься выше, а видишь дальше.
🖊 Несмотря на все твои страхи и впечатления, при езде в стойке ты не теряешь, а наоборот повышаешь устойчивость байка. Все довольно просто, когда ты стоишь на подножках вес твоего тела перемещается ниже и передается через подошвы ног, а не через сидение, когда ты сидишь. Именно поэтому профессиональные райдеры всегда проходят самые сложные спецучастки стоя на ногах.
🖊 Когда ты встал на подножки, слегка прижми бак (или сидение, у всех по-разному) коленями.
Это придаст тебе дополнительную поддержку, и не даст мотоциклу прыгать между ног.
🖊 Со временем ты приспособишься ездить стоя и будешь делать это инстинктивно. Ты поймешь, что не всегда нужно стоять прямо, иногда достаточно будет просто наклониться вперед и опереться на руль, для снижения нагрузки на заднем колесе и тряску. Сиди, когда можешь – вставай, когда должен.
🖊 Перейдем к песчаным участкам. По песку классно ездить, когда он твердый и немного влажный, но чаше встречаются участки довольно мягкого и рыхлого песка. Если понизить давление в шинах, то пятно контакта станет больше, и след позади тебя станет значительно длиннее. Превратив тем самым обычное колесо в «гусеничное», ты увеличиваешь сцепление с дорогой. Разницу ты почувствуешь мгновенно. Намного проще уверенно ехать по песку, чем скользить постоянно, теряя контроль, завязая и падая с мотоцикла через каждые 5 минут, и сражаясь с глохнущим двигателем.
🖊 Важно помнить, что при низком давлении покрышки сильно нагреваются из-за внутреннего трения, от жара шина становится мягкой и более уязвимой для проколов.
🖊 Зачастую, особенно в мягком и глубоком песке, единственное что тебе поможет – движущая сила и ускорение. Главное вовремя встань на подножки и открути газ. Резкое открытие дросселя придаст мотоциклу импульс и устойчивость, чтобы ты смог уверенно просквозить по короткой песчаной полосе. При этом переднее колесо будет скользить по поверхности. Не обращай внимания на расколбас заднего колеса – держи ровный газ и не садись на сидушку, пока не выберешься. Пока переднее колесо «разрывает» песок и остается на дороге ты сможешь контролировать ситуацию. Забудь про передний тормоз! Если нужно затормозить – тормози коробкой передач, но будь готов к тому, что мот потеряет устойчивость.
🖊 Ездить в таком режиме крайне утомительно, и чаще всего при снижении скорости или полной остановки ты упадешь или застрянешь. Еще утомительнее бороться с песчаными колеями. Врубай третью передачу, набирай 40 км/ч и будет тебе счастье. На низкой передаче реакция на открытие дросселя будет выше, как и число оборотов двигателя. Не жалей мотор и тормози коробкой.
🖊 Если ты попал в глубокую колею – оставайся в ней! Не выезжай из нее и не перескакивай. Но если появилась острая необходимость убраться из такой колеи, вставай, откручивай газ и швыряй байк вместе со своим весом в нужное тебе направление.
🖊 Что может доставлять еще большую радость чем песок? Конечно грязь! Из-за своего ничтожного сцепления и угрозы засасывания, грязь (особенно болото) представляет двойную проблему даже для легких эндуриков на кроссовой резине. Что уж говорить о тяжеленых туристических эндуро. В отличие от песка, здесь нет готовых правил и решений, но по возможности:
📌 Будь предельно осторожен в глубоких лужах, двигайся медленно, чтобы не залить двигатель и не упереться в невидимую преграду;
📌 Избегай больших топей;
📌 Старайся двигаться в одной колее, вставай на ноги, скользи, или вовсе иди пешком.
🖊 В грязи также не забывай про низкое давление. Лучший способ вываляться в грязи или убить свой мотоцикл где-нибудь в тайге – с разгона влететь в лужу. Если лужа большая, и объехать её не представляется возможности – будь готов к медленной борьбе и остановке прямо посреди нее. Под водой может оказаться довольно глубокая колея от грузовика, в которой просто можно утонуть. Прежде чем лезть в такую лужу – проведи разведку пешком.
🖊 Если после вышеперечисленного у тебя еще не отбило желание ковыряться в жиже, лужах или болотах и трясинах – отправляйся в Магадан. По пути в один из самых отдаленных от столицы России городов, даже при помощи партнеров, местами ты не сможешь проезжать больше 20 километров в день. Тебе придется столкнуться не только с дорогой различного покрытия, но и с переправой через большое количество рек.
🖊 Казалось бы, что может быть круче, чем промчаться через мелкую реку, подняв за собой настоящий водопад из брызг. Но радость может быть недолгой, по причине погнутого коленвала в двигателе после перенесенного гидроудара.
🖊 Прежде чем нырять с головой в полноводный незнакомый поток – притормози и осмотрись.
🖊 Если дорога входит в реку с твоего берега и выходит с противоположного, то скорее всего «операция» пройдет успешно. Но все равно, сперва пройди этот путь пешком. Пара мокрых ботинок намного приятнее утопленного мотоцикла. Зато ты поймешь силу течения, структуру дна и глубину реки.
🖊 Если есть понимание, что ты справишься с течением, дном и глубиной – двигайся медленно, по той траектории что на метил пока топил свои боты. Если можно пройти пешком – обычно можно и проехать на мотоцикле. Стоячие воды – самые глубокие места. Езжай где сильное (но неспособное тебя смыть) течение – там мелко. Не газуй и старайся не выходить за рамки второй передачи.
🖊 Помни! Падение сродни утоплении на глубине. Держи палец на выключателе двигателя и будь готов его нажать при потере контроля. При пересечении реки, дай просохнуть двигателю и прокачай тормоза!
На твоем пути может повстречаться и вовсе непроходимая река для мотоцикла. Не пытайся преодолеть реку глубже высоты твоего мотоцикла. И даже не пытайся проделывать такие аква-трюки в одиночку.
🖊 Ты все же решился и… затопил свой мотоцикл. Спокойно, еще не все потеряно:
📌 Поставь байк на заднее колесо, подожди пока воды вытечет их выхлопной трубы;
📌 Вытащи свечу зажигания и вытряси воду.
📌 Вылей воду из карбюратора (если у тебя карбюратор) и высуши воздушный фильтр.
📌 Сними крышку статора (если возможно), просуши его.
Если у моторного масла молочный оттенок, оно смешалось с водой — залей новое или двигайся на
низкой скорости, сколько сможешь.
🖊 Фух… асфальт!!! Снова асфальт! Рано расслаблять булки! Вдали от крупных городов и оживленных шоссе жизнь течет несколько в ином ключе. Резкие торможения впередиидущих автомобилей без стоп-сигналов, пьяные водители, раздавленные звери, живые звери, дети, перебегающие дорогу за укатившимся мячом, выбоины и многое другое могут поджидать тебя на дороге. Верни два пальца на рычаг тормоза и ожидай любой опасности пока не вернешься на привычную тебе трассу.
🏁