После триумфального завершения олимпийского турнира в Инсбруке, для сборной Советского Союза последовала череда неудач на чемпионатах мира 1976 и 1977 года. И в ряде хоккейных публикаций на эту тему встречается мнение, что наша команда переживала тогда некий кризис. В чём он мог выразиться?
(Примечание. Сразу же хочу отметить, что я не сторонник ненужного "псевдо-академизма". Поэтому излишнего "му́дрствования" в рассуждениях в данной публикации не будет. Есть такое правило: чем проще - тем лучше. Вот его и будем придерживаться.)
Проблемы начались на ещё на мировом первенстве в польском Катовице. Поражение от хозяев льда стало настоящей сенсацией. Такого поворота событий не ожидал никто. В итоге, всё это расценили как досадную случайность (по сути дела, это и была случайность).
И здесь главным фактором выступила недооценка соперника, которая, в конечном итоге, дала о себе знать.
Герой той встречи - польский нападающий Веслав Йобчик (Wieslaw Jobczyk) вспоминал: "Скажу честно, мы даже не предполагали, что можем победить. Когда под занавес матча при счёте 6:3 в нашу пользу комментатор польского телевидения крикнул: «Что ж, теперь мы точно не проиграем этот матч», то не лукавил. Русские были настолько сильны, что могли за минуту забить два-три гола. Когда потом я смотрел повтор этого матча, то не мог поверить, что мы играли так хорошо."
В свою очередь, наш голкипер Александр Сидельников высказался по этому поводу так: "Мы этих поляков обыгрывали всегда и думали, что так будет вечно. Настроя ни у кого не было, а поляки как побежали..."
Но это ещё не всё. На данном первенстве советская сборная также уступила чехам 2:3 (первая игра между этими соперниками) и шведам 3:4 (второй матч). Тем не менее, нашим всё-таки удалось зацепиться за второе место, обойдя на одно очко скандинавов. А разрыв между золотыми призёрами (Чехословакия) и обладателями серебряных наград был просто огромным - 6 очков (19 против 13).
Некоторые считают, что виной всему состоявшиеся до этого несколькими месяцами ранее олимпийские соревнования. Дескать, дала о себе знать моральная и физическая усталость.
Но, в тоже время, наши основные конкуренты - чехи, тоже участвовали в Олимпиаде 1976 года и это нисколько не помешало им достичь высшей ступени пьедестала почёта. Хотя, следует отметить, что проводить Олимпийские игры и мировое первенство в один год - так себе идея.
На венском льду в некоторых матчах явно просматривалась некоторая усталость в действиях советских хоккеистов. Здесь вполне мог дать о себе знать напряжённый внутренний чемпионат, когда столичные "Спартак" и ЦСКА устроили в сезоне 1975/1976 настоящую гонку преследования (в выигрыше остались зрители, ибо то всесоюзное первенство было действительно непредсказуемым и увлекательным).
Ну и нельзя не сбрасывать со счетов начавшийся процесс смены поколений в команде СССР. Кроме того, отсутствие в рядах сборной страны Владимира Петрова также не могло не сказаться. Это был прирождённый лидер, который в трудную минуту мог повести за собой всех остальных. В защитной линии у нас не было Александра Гусева по той же самой причине, что и "армейского" центрфорварда.
Виной всему - возникший спор с наставником Борисом Кулагиным. Накануне важных международных никаких разногласий не должно было быть в принципе. И не важно, кто здесь прав, а кто виноват.
На следующем чемпионате мира 1977 года советский коллектив, к сожалению, не только не вернул себе утраченный титул сильнейших на планете, но и занял позицию на одну ступень ниже, довольствовавшись лишь бронзой. Виной всему, ставший "притчей во языцех" так называемый шведский барьер. По результатам двух встреч со скандинавами соотношение забитых и пропущенных шайб выглядело просто пугающим 2-8 (1:5 и 1:3).
О сложившейся ситуации в коллективе после первого поражения от Швеции Владислав Третьяк вспоминал так: "И сразу же атмосфера в команде переменилась. На смену благодушию пришло нервическое ощущение потери. Как будто нам теперь предстояло участвовать в погоне за чем-то украденным. И посыпалось с разных сторон: «вы должны», «вы обязаны», «вам надо», «должны, должны, должны»…" (из книги Ф.И.Раззакова "Владислав Третьяк. Легенда N 20).
От себя добавлю, что подобного рода искусственное нагнетание страстей и моральное давление ещё никогда и никому не приносило пользы, скорее наоборот.
Дополнительным грузом легло досадное поражение от чехов 4 мая - 3:4. С другой стороны, очень позитивным моментом выглядят две убедительные победы над канадцами - 11:1 и 8:1. Это говорит о том, что команда СССР была способна на многое. А сам подбор игроков по-праву считался практически оптимальным.
Под знамёна сборной были собраны все лучшие, как закалённые в ледовых баталиях опытные мастера, так и талантливая молодёжь: В.Третьяк, А.Сидельников; В.Васильев, В.Лутченко, А.Гусев, Г.Цыганков, С.Бабинов, В.Первухин, В.Фетисов; В.Петров, Б.Михайлов, В.Харламов, А.Мальцев, А.Якушев, В.Шадрин, В.Шалимов, С.Капустин, В.Жлуктов, Х.Балдерис, А.Голиков.
Непосредственно сам В.А.Третьяк рассказал об интересной беседе в Москве с одним видным психологом из числа любителей хоккея, который высказал интересную мысль по поводу всего произошедшего: "... мне довелось услышать мнение одного психолога по поводу наших неудач в Вене...Вы разучились проигрывать -сказал психолог. - Уступая в счете, вы начинаете паниковать и забываете свою игру. Каждый лихорадочно делает то, что он считает нужным." (из книги Ф.И.Раззакова "Владислав Третьяк. Легенда N 20).
И во многом он был прав. Если и существовал кризис в сборной, то исключительно психологического плана. Наши настолько привыкли к победам, что на самом деле разучились проигрывать.
И здесь многое зависит тренерского штаба. Никогда нельзя исключать вероятности того, что команда можем уступать по ходу встречи, пусть даже с не самым сильным соперником. А на этот случай всегда должен быть готов так называемый "план Б."
К сожалению, не́что подобное повторилось и в 1980 году, в матче с никому неизвестными американскими олимпийцами. Мы наступили на одни и те же грабли. Но это уже совсем другая история.
Пишите комментарии, ставьте "лайк" и подписывайтесь на мой канал. Всем всего хорошего и до новых встреч.