Картина «Анжелюс» Жан-Франсуа Милле — яркий пример того, что главное не то, что изображено на полотне, а то, как это сделано.
На первый взгляд крестьяне совершают обряд ежедневной молитвы. Герои молятся и благодарят Бога за урожай — корзину собранного картофеля.
Но почему их благодарность сопровождается такой тоской?
Вот и Сальвадор Дали задался тем же вопросом.
Дали познакомился с этой картиной в школе, и с тех пор много раз переписывал ее в разных интерпретациях. Ему не давала покоя мысль, что картина излучает скорбь, страх, смерть… И оказался прав.
Рентген картины «Анжелюс», сделанный по его просьбе, открыл правду. На картине был найден второй слой. Изначально на ней была совсем не корзина картошки. Крестьяне склонились над мертвым ребёнком.
Позже выяснили, что Милле писал эту картину на заказ, но заказчик ее не выкупил. Покупать полотно с таким безнадежно печальным сюжетом больше никто не захотел, поэтому поверх ребёнка он написал картофельный урожай.
Есть мнение, что Сальвадор Дали смог «разгадать» эту картину, потому что она задела его за живое. Первый ребёнок родителей Дали, тоже Сальвадор, умер не прожив и года. Сальвадор Дали через всю жизнь пронёс свой страх того, что он не полноценный человек, а замена умершего брата для своих родителей.
Ниже прикладываю работы Сальвадора Дали, где он «пропускал через себя» картину Милле.
Вывод — знакомясь с живописью, всегда нужно смотреть «вглубь» и доверять в первую очередь своим чувствам, а не только глазам.