Написать о нем я собрался давным-давно, даже намекнул на это в публикации, посвященной мастеру-виртуозу комикса Серджио Топпи.
Графика ЭТОГО мастера столь же великолепна, но она - совершенно другая. Если бы я мог её обозначить одним-единственным словом, наверно, я бы выбрал слово "нерукотворная". Если Топпи - очень разнообразный, но всегда остающийся все же в кругу реалий нашей планеты мастер, то художник, известный миллионам любителей комиксов, фантастики и приключений как МЁБИУС - это нечто инопланетное, безудержное и невообразимое. При этом диапазон средств у него несоизмеримо скромнее - всегда просто линейный рисунок с тонкой штриховкой, дополненный аккуратными цветовыми заливками. Но какие невероятные картины создают эти линии, какие удивительные миры!
Жан Анри Гастон Жиро - таково его настоящее имя (ударение в фамилии, как и положено, на О). Да, он родился французом, но если вы спросите меня, есть ли в его работах хоть что-то французское, я, пожалуй, буду колебаться с ответом.
Он много жил и работал за пределами Франции. Впервые покинул родину в возрасте 18 лет - отправился в Мексику к матери, которая после развода с отцом Жана вышла замуж за мексиканца. Год рождения Жана - 1938-й, а родители разошлись, когда ему было всего три года, и с этого времени его воспитанием занимались бабушка и дед. Первые комиксы мальчик стал рисовать в 12 лет, а в 16 поступил в колледж дизайна и искусств Эколь Дюпер. В сущности, он был художником комикса от Бога. Курс его обучения, продлившийся всего два года, был лишь одним из многих слагаемых его таланта, далеко не самым значительным.
Он, как губка, впитывал впечатления от окружающего мира. В Мексике, где он пробыл девять месяцев - ровная синева неба, каменистые, выжженные солнцем ландшафты, причудливая сетка трещин на поверхности земли. В Алжире, где он проходил военную службу - четкие, резкие очертания песчаных холмов, тонкий рельеф скал, похожих на причудливые постройки, и построек, похожих на скалы... Экзотические предметы одежды, умопомрачительно сложные орнаменты. Всё это он глотает и переваривает, чтобы впоследствии наполнить панорамы своих фантастических миров невероятным количеством деталей.
С 1956 по 1958 год он работал иллюстратором в издательстве Fleurus. Во время военной службы был иллюстратором военного журнала. В 1861 году стал учеником бельгийского художника Жиже. Они вместе работали над вестерн-комиксом по тексту Джерри Спринга "Дорога Коронадо", опубликованного в газете Spirou. "Это было замечательное время. Джозеф был для меня идеальным отцом; я могу только поздравить себя с уроками, которые он мне преподал" - вспоминал Жиро. Он также работал с Жан-Клодом Мезьером над сборником "История цивилизаций", выходившим в 1961 и 1962 годах.
В 1963 году Жан-Мишель Шарлье искал карикатуриста для вестерна, который должен был быть опубликован в журнале Pilote, и поговорил с Жиже, который предложил Жану Жиро взяться за эту работу. Так начались приключения знаменитого лейтенанта Блуберри, который пользовался огромной популярностью и стал классикой жанра. Жан Жиро подписывал страницы этой серии коротко - Gir, а полное имя печаталось на обложках альбомов.
Сага о Блуберри включает в себя двадцать восемь альбомов, а также две дополнительные серии (пятнадцать томов).
Начиная с конца 1960-х годов, Жан Жиро иллюстрировал серию научно-фантастических журналов и книг, и вот на этих-то иллюстрациях впервые появилась подпись "Мебиус" - псевдоним, навеянный односторонней лентой, описанной немецким математиком Августом Фердинандом Мебиусом.
Почему он выбрал такой псевдоним? Каким образом он ассоциировал себя с простейшим, но эффектно выглядящим трюком с плоскостью и пространством, который не раз использовался в качестве символа самых разных организаций? Скорее всего, связь тут была чисто эмоциональная. Мы располагаем лишь достаточно бездумной и провокационной фразой самого художника о том, что он "...подумал, что было бы забавно совершить акт агрессии по отношению к миру, взяв псевдоним”. Акт агрессии против всего мира? Н-да, скромный рисовальщик комиксов предстает в свете этого изрядным бунтарем! Впрочем, скромным он никогда не был, каждый его проект был в чем-то дерзким и необычным.
Как бы то ни было, некоторое время художник использовал ДВЕ подписи к своим работам: комиксы в стилистике "вестерн" он подписывал GIR, а иллюстрации к научной фантастике - MOEBIUS. С начала 80-х MOEBIUS начинает фигурировать во всех рисунках в качестве основного artistic name.
С конца 60-х и вплоть до середины 70-х Жиро сотрудничал с целым рядом периодических изданий, публикующих на своих страницах комиксы и научную фантастику. От работы с Pilote и приключений Блуберри он мало-помалу отошел. В этот период он познакомился с Алехандро Ходоровски, для которого нарисовал постер к фильму "Крот". И дело шло к тому, чтобы создать, наконец, нечто собственное и независимое. В 1975 году Жиро, вместе с Жан-Пьером Дионне, Филиппом Друйе и Бернаром Фаркасом, основал журнал Métal Hurlant - "Воющий Металл", или "Ревущий металл", кому как больше нравится.
Научно-фантастические комиксы, публиковавшиеся в этом журнале - необычные, авангардные, "андерграундные" - расходились потом по другим изданиям, выходили отдельными брошюрами. Там, например, впервые появилась серия Le Garage hermétique, "Герметичный гараж". Вот несколько рисунков из этой серии.
Комиксы под псевдонимом MOEBIUS появлялись в Les Humanoïdes associés, Le Bandard fou, Les Yeux du chat и других популярных на тот момент научно-фантастических сборниках. В 1975 году выходит знаменитая серия Arzach, своего рода визитная карточка Мебиуса.
Особенность этой серии комиксов - "Арцах", или "Арзак", о приключениях отважных космических рейнджеров в экзотических инопланетных мирах - состояла в том, что в нем не было слов. Традиционно любой комикс - это комбинация текста и "иллюстраций" к нему. "Арцах" состоял только из "картинок", сюжет должен был быть понятен зрителю, примерно как в немом анимационном фильме. Это, в сущности, и были фильмы, только не на экране, а на бумаге. Множество сюжетных поворотов, динамичное и разнообразное "выстраивание кадра", неисчерпаемое богатство фантазии, подсказывающей художнику разнообразный антураж. И недаром французские и американские кинематографисты в 1970-х не раз обращались к Жиро-Мебиусу для участия в постановке научно-фантастических фильмов.
Первым кинопроектом стала совместная работа с Алехандро Ходоровски и Дэном О'Бэнноном, которые наняли Жиро помочь им в создании фильма по роману Фрэнка Герберта "Дюна". Проект затевался с размахом - предполагалось привлечь Орсона Уэллса, Сальвадора Дали, группу Pink Floyd. Мебиусом было нарисовано около 3000 сцен-раскадровок. Проект, к сожалению, потерпел неудачу из-за нехватки ресурсов. Однако сотрудничество с Ходоровски продолжилось публикацией "Инкаль", шеститомной научно-фантастической саги, опубликованной в период с 1980 по 1988 год, куда, собственно, и вошли рисунки к несостоявшемуся фильму.
Ходоровски - фигура культовая и неоднозначная. Один лишь перечень его профессий и увлечений чего стоит: актер, режиссер, продюсер, композитор, драматург, мим, писатель, автор комиксов и психотерапевт. Он еще не раз привлекал Жиро к своим проектам, и надо сказать, они демонстрируют новые, своеобразные грани дарования художника. Такова например, серия рисунков к комиксу "Коготь ангела". Большинство из них, по понятным причинам, показать невозможно, но пару приведу, чтобы было понятно, о чем речь.
Сотрудничество с Голливудом для Жана Жиро тоже не закончилось, потому что в 1977 году Ридли Скотт нанял его для создания дизайна костюмов к фильму "Чужой". Впоследствии он соглашался и на другие работы в кино. В 1982 году разработал декорации и костюмы для фильма "Престол", а чуть ранее создал раскадровку и персонажей для анимационного фильма Рене Лалу "Повелители времени". Ах, этот потрясающий мульт! Каким замысловатым и необычным, ультра-современным казался он тогда, в 1982-м! У нас, правда, был свой, не уступающий ему в исполнении аналог - "Тайна третьей планеты" Романа Качанова, вышедший даже на год раньше. Работа над обоими продолжалась по несколько лет, и в этой гонке мы победили! Наш фильм добрее, мульт Лалу значительно жестче, он даже начинается с гибели персонажей. В целом, как это ни странно, в творчестве Жиро практически нет работ, рассчитанных на детей. Только на подростков или взрослых.
В 1986 году Жан Жиро переехал в Лос-Анджелес и вместе со своей первой женой Клодин основал издательство Starwatcher Graphics. В то же время ему удалось убедить Marvel Comics опубликовать большинство его работ, выпущенных на тот момент, за подписью Мебиуса. Он продолжал работать над американскими фильмами, такими как "Властелины вселенной" режиссера Гэри Годдарда.
Было бы странно, если бы такой человек, как Жан Жиро aka Мебиус не пытался приобщиться к источникам духовной силы - религиям, верованиям, мистическим учениям. Его работы пронизаны эзотерикой, в них множество аллюзий на самые разные культы. В 1978 году на Таити он сблизился с Жан-Полем Аппельгери, гуру секты Исо Дзен. И ушел оттуда семь лет спустя, заявив, что "есть граница, которую нельзя переступать, которая является границей человеческого достоинства». В сущности, художник сам создал целый пантеон, и его основной религией являлось его искусство.
В 1996 году вторая жена художника, Изабель, возглавила издательство и галерею Stardom, которая теперь называется Mœbius Production. Вместе они издавали книги, шелкографии и плакаты, посвященные творчеству художника. В 1997 году Люк Бессон пригласил Жиро для работы над "Пятым элементом". В 1999 году мастер был председателем жюри первого Международного фестиваля короткометражных фильмов. В 2002 году - создал четырнадцатисерийный сериал "Рапсодия Арцаха" для телевидения.
Широко известен факт дружбы Мебиуса с другим великим создателем рисованных миров, Хаяо Миядзаки. С 1 марта 2004 года по 13 апреля 2005 года в отеле "Де ла Монне" в Париже проходила выставка Миядзаки и Мебиуса. Там проводились параллели между их творчеством. На выставке было представлено более трехсот рисунков.
"Сюрреалистические" рисунки Мебиуса завораживают. Не будучи связан необходимостью иллюстрировать повествование, он даёт волю своей фантазии, своей любви к импровизации и комбинированию умопомрачительного количества деталей образа.
В феврале 2008 года Жиро вместе с фокусником Мажаксом участвовал в создании нового аттракциона в парке "Цитадель высоты", вдохновленного мирами его серии комиксов "Герметичный гараж". В октябре 2010 года Фонд современного искусства Картье организовал первую крупную ретроспективу, посвященную творчеству Жиро-Мебиуса, "Мебиус-переход-форма". В том же году художник снял короткометражный фильм "Планета на бис" с Джеффри Нике.
Жан Жиро скончался 10 марта 2012 года в Париже в возрасте 73 лет.
Как работал Жан Жиро? Молниеносно! Об этом свидетельствуют не только многочисленные очевидцы, но и сам характер и количество его рисунков. Он сразу "рассчитывал" композицию, это было главным в его работе, а потом ему, казалось, не составляло особого труда заполнить её деталями либо реального, либо фантастического мира. В сети можно познакомиться с советами Жиро начинающим художникам, рисующим комиксы. Среди них интересен, например, такой: мастер советует особенно тщательно подходить к прорисовке лиц женских персонажей, ибо они "всегда должны быть красивы, а малейшее нежелательное отклонение портит впечатление от женского лица, в то время как мужскому может даже добавить характера". В целом же, манера Жиро - это его дар. Ему можно подражать, но научиться рисовать так, как он, можно только при наличии особого склада ума, склонности к импровизации, особой постановки глаза и, конечно, врожденной фантазии.
Ligne claire
Именно так, "четкая линия" - называется основная стилистика работ Мебиуса. (Не Раннего Жиро). Термин широко известен и означает, прежде всего, рисунок замкнутыми, непрерывными линиями примерно одинаковой толщины с ровными цветными заливками. Пространства и объемов такой рисунок практически не передает, всё строится на ритмах и очень точном размещении объектов относительно друг друга, ведь "смазать" здесь ничего нельзя.
И в творчестве Мастера примечательно наличие двух периодов (или, скорее, двух "прораставших друг в друга" манер изображения). Любители рисунка тушью и пером отметят сразу, что в ранних комиксах, по сюжетам вестернов, подписанных GIR, нет однообразных, очерчивающих силуэты контуров. Линии - "живые", меняющие толщину, передающие нажим пера. Это классическая манера для комикса, который мог обойтись и без цветных "заливок" и проработки акварелью.
Перейдя к иллюстрированию научной фантастики, художник сознательно изменил характер линий. Они стали менее прерывистыми, менее "рукотворными", более тонкими, можно даже сказать, механическими. очевидно, такая манера казалась мастеру более подходящей для изображения инопланетных пейзажей, техники и людей будущего. О том, что это было сделано именно сознательно, свидетельствует, хотя бы, приведенный в этой публикации портрет лейтенанта Блуберри от 1989 года, когда уже вовсю творил "Мебиус". Рисунок исполнен в прежней, живой и сочной манере GIRа, то есть художник способен был к ней вернуться и периодически возвращался.
Сознательно уйдя от "живости" линий, Мебиус также изменил характер акварельных пятен. Теперь они представляли собой максимально ровные по тону заливки одним цветом, лишь изредка моделирующие объем. Рисунок приближался к орнаменту, чертежу, чему-то нерукотворному. Стоит ли говорить, что именно такого эффекта и добивался его создатель?
И пожалуй, если уж искать, то именно здесь и кроются "французские корни" творчества художника. Точное, тонкое, пикантно-авантюрное искусство, рациональное даже в самых гротескных своих проявлениях.
Получается, что соприкасаясь с творчеством этого художника мы практически имеем дело с наследием ДВУХ мастеров, которые отличались и сюжетами своих работ, и манерой исполнения, и даже именами. Что ж, согласитесь, ведь всегда приятно получить двойную порцию чего-то "в одном флаконе", тем более, если речь идет о двойной порции таланта?
Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:
Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:
Удачи вам! Буду, как всегда, признателен за подписки, лайки и комментарии!