Ира берёт игральный кубик. За столом тишина: лица сосредоточенно замирают, уставившись на дрожащие от напряжения белые пальцы. Кубик падает на стол и катится…
Удивительно, как много противоречивых эмоций может вызвать настольная игра. Саша с неподвижной улыбкой всматривается в лица одногруппников; её спокойные серые глаза, словно занавешенные непроницаемыми шторками, с интересом изучают сведённые брови, барабанящие по столу пальцы и покусанные ногти друзей. Есть ли в наше время люди с полностью здоровой психикой? Саша флегматично откидывается на спинку стула и готовится наблюдать привычную сцену.
Кубик останавливается…
Два.
Секунду за столом царит молчание. А потом…
— Я перебрасываю.
— Ир, давай играть честно, мы же уже…
— Я СКАЗАЛА, Я ПЕРЕБРАСЫВАЮ!
Типичный пример современного нервозного человека с подавленными страхами. Саша переводит взгляд по часовой стрелке: впрочем, адекватной реакции не наблюдается ни у кого. Лиза отвернулась к окну в надежде, что конфликт решится без её участия – боязнь ответственности. Алина, напротив, подалась вперёд – будет отстаивать своё, пока не доведёт Иру до слёз, просто чтобы поспорить.
— Ира, положи кубик и научись уже себя контролировать.
— Ты в карты смотришь, и никто тебе ничего не говорит!
— Да я проверить хотела…
— А мне всё равно, что ты хотела! Я перебрасываю!
А венчает сцену Лёша. В любой ситуации просто обязан быть в центре внимания любой ценой. По его кривой ухмылке несложно догадаться, что сейчас последует крайне неуместная шутка:
— Девочки, не ссорьтесь, помада у меня.
— ЛЁША, ЗАКРОЙ СВОЙ РОТ!!! ТЫ…
В таком окружении нет смысла действовать – даже если знаешь, как. Саша продолжает переводить бесстрастный взгляд с одного лица на другое. Она предусмотрительно придерживает рукой стаканчик с чаем, когда Ира резким движением смешивает карты на столе и, вскочив, выбегает из кафе. Дверь громко хлопает, заставив Сашу моргнуть короткими светлыми ресницами. Сейчас, конечно же, выступит Алина.
— Лёш, ну ты идиот…
— Да ладно, а что я? Вы её довели.
— Мы? Да я ей слова не сказала! Марк, а ты чего молчишь? Ты мужчина или нет?
Вот ещё один занимательный случай: Марк ходит в кафе вместе со всеми, но никогда не играет. Здесь причина не на поверхности, надо будет понаблюдать. Может, в другой раз.
— Но Ира, конечно, совсем неадекватная. Мне подруга из приёмной комиссии говорила, — Лиза загадочно наклоняется к столу, — в этом году в вуз зачислили кого-то со странностями. Возможно даже с шизофренией. Вы не думаете…
— Это совсем другое, — четыре пары глаз обращаются к Саше. Она уже надевает пальто. – Пойду поговорю с Ирой, доигрывайте без меня.
Быстро и плавно, как кошка, Саша сбегает по ступеням и поворачивает к метро. В напряжённый момент говорить с невротиком не имеет смысла, но сейчас кризис миновал. Стоит попробовать.
Не проходит и минуты, как среди серых спин она узнаёт зло подпрыгивающую на каждом шагу чёрную куртку.
— Голова болит? Могу дать анальгин.
— Чего? Не, — Ира удивлённо оборачивается и, узнав Сашу, не сбавляет шаг.
— Ну смотри. Головная боль всегда ужасно действует на нервы.
— Да игра эта тупая бесит, а не боль! — голос Иры больше не дрожит: отлично. Значит, кризисная стадия уже позади. — Лёша идиот, со своими шутками и дурацкой рожей... — цензурные ругательства у Иры закончились. Видимо, из уважения к Саше, она замолкает.
— Ты всегда так реагируешь, правда?
Ира зло оборачивается и уже раскрывает рот, но что-то в светлом спокойном лице тушит её пыл. Гладкое, бесстрастное лицо – и голос тихий, заинтересованный, но без тени насмешки. Голос учёного.
— Всегда. Повезло с нервами, — её шаг становится спокойнее, а раздражение в голосе сменяется горечью. – Ты всегда спокойная, а я так не могу.
— У каждого свои проблемы. Но в твоём случае всё решаемо.
— Да ладно!
— Конечно. Любой невроз уходит корнями в детство: какое-то травмирующее событие оставляет неизгладимый след. Ты его можешь уже и не помнить, но оно хранится в подсознании и не даёт спокойно жить. Если найти это воспоминание, ты освободишься и от невроза.
Ира задумчиво сводит брови. Тихий голос успокаивает её.
— Ты слышала что-нибудь про метод свободных ассоциаций? – Ира качает головой. – Этот метод помогает вытащить волнующие тебя проблемы из подсознания. Я буду говорить слово, а ты называй свою первую ассоциацию, хорошо?
Ира поднимает свой тяжёлый подозрительный взгляд. Серые глаза – спокойные непроницаемые шторки – смотрят на неё с каким-то спокойствием и почти что научным безразличием. Неожиданно для самой себя Ира сдержанно кивает.
— Давай начнём с чего-нибудь простого.
— Четыре. — Хорошо.
— Насморк. — Отдых.
— Тетрадь. — Оценка.
— Пока что достаточно, — Саша оживлённо потирает руки, но с её лица не сходит обычное бесстрастное выражение. — Смотри: четыре у тебя ассоциируется со словом "хорошо". Не с сезонами, не с временем суток, а с оценкой. Потом насморк: не болезнь, не доктор, а отдых – возможно, потому что родители разрешали не ходить в школу. Странные ассоциации, правда?
Ира прищуривается, наблюдая за Сашиными выводами.
— Последняя ассоциация была на тетрадь: несмотря на то, что у тебя несколько тетрадей для набросков, слово «тетрадь» всё ещё ассоциируется со школой. Тяжело было учиться?
— Да, непросто, — Ира усмехается. – У меня мама учитель.
Какое-то время девушки идут молча. Наконец, Ира заговаривает, с нетерпением теребя манжету своей куртки:
— Давай дальше. Можешь?
— Давай. Лето.
— Солнце.
— Январь. — Новый Год.
— Чёрный. — Квадрат.
— Давай что-нибудь поглубже попробуем, из детства. Игрушка. — Жадничать.
— Кукла. — Машинка.
Саша приподнимает светлые брови:
— У тебя брат?
— Да, старший.
— А как с ним вообще отношения?
— Ну… — Ира задумчиво смотрит влево на оживлённое шоссе. — Особо не ссоримся. В детстве много времени проводили вместе: он из детского сада меня забирал, потом ещё из школы в начальных классах.
Саша сосредоточенно смотрит на Ирин профиль.
— Давай ещё немного. Дружба. — Уважение.
— Победа. — Лучший.
— Возраст. — Сила.
— Хорошо. Ты ведь у нас в группе самая старшая?
— Да, вроде.
— Значит, и в детском саду так же было. Тогда тебе так же тяжело было проигрывать?
Она заметно напряглась. Значит, удалось нащупать больное место.
— Кажется, нет. Я обычно выигрывала.
— Особенно в подвижные игры, так? Ведь ты наверняка была самой высокой и сильной.
Ира замедляет шаг. Серые спины обгоняют девушек и скрываются в подземном переходе.
— Попробуй вспомнить, как ты первый раз проиграла. Может, к вам пришёл кто-то старше тебя?
— Да, было такое, — её глаза бегают влево-вправо, будто читают воспоминание. – Один раз за мной пришёл брат и стал играть с нами в вышибалы.
— И он тебя выбил?
— Да. Он несколько раз выбивал только меня, и все смеялись.
Саша внимательно вглядывается в напряжённое Ирино лицо: кажется, старая обида всплывает на поверхность и отдаёт болью с новой силой. Белая рука мягко ложится Ире на плечо.
— Ты с детства связываешь свой авторитет с победами в играх – такое часто бывает у старших детей в коллективах, они легко привыкают к своему превосходству. Скорее всего, именно поэтому тот случай так отпечатался в твоём подсознании. Когда ты поймёшь, что тебя ценят не за победы, проигрывать станет легче.
Ира не сводит глаз с шоссе. Машины проскальзывают по нему одна за другой. Она быстро моргает, стараясь скрыть выступившие слёзы.
Теперь лучше будет оставить её наедине с мыслями.
— Если захочешь, можем поговорить об этом завтра.
— Да, хорошо. Спасибо тебе, — справившись с эмоциями, Ира по-мужски протягивает руку на прощание. – Действительно, рабочий метод.
Саша отвечает уверенным рукопожатием и своей обычной немного отстранённой улыбкой.
— Нам повезло, что ты с нами в группе, — добавляет Ира с усмешкой. – Хоть один нормальный уравновешенный человек. Будешь нас всех лечить.
***
«И всё-таки этот случай не так прост. Нужно искать истоки ещё глубже: но для этого, конечно, потребуется анализ сновидений».
«При всём уважении, доктор Фрейд! Проработка бессознательного не в силах изгладить комплексы: девушке необходимо интегрировать психологические составляющие личности – возможно, посредством творчества…»
«Дорогой друг! Я не устану повторять, что этот ваш Юнгианский анализ не приведёт к бо́льшим результатам, чем анализ сновидений…»
Голоса буквально заставляют голову раскалываться: надо же было забыть таблетки именно в этот день.
«Мы попробуем оба способа».
На лицо Саши возвращается умиротворённая улыбка. Она плавно поворачивается и направляется к автобусной остановке. Серые глаза, словно занавешенные непроницаемыми шторками, спокойно изучают лица людей.
---
Автор рассказа: Дарья Лысенко