Данная документальная картина демонстрирует нам сцены пребывания детей в воспитательных колониях Ростовской и Рязанской областей, а также специальные ювенальные суды в тех же регионах РФ. Идеи ювенальной юстиции были проиллюстрированы в данной киноленте таким способом, что зритель видит положительные идеи данной концепции. Делается акцент на то, что к детям –правонарушителям применяется индивидуальный подход. Были продемонстрированы интервью с судьями созданных в качестве эксперимента ювенальных судов. Они отмечают то, что чрезвычайно важно учитывать особенности семейного воспитания детей и подростков, нарушивших закон.
Что касается фактического материала, показанного нам авторами фильма, то демонстрируется идея индивидуальной поддержки (в том числе и материальной) со стороны государственных органов в отношении несовершеннолетних, преступивших закон. Показана благодарность девушки, для которой собирали на зиму теплые вещи. Данная концепция противопоставляется формализму работы правоохранительной и судебной систем.
Также судьи отмечали то, что в ювенальных судах большой процент оправдательных приговоров. Также это не было упомянуто в фильме напрямую, но в действующем уголовном кодексе (90 ст. УК РФ от 13.06.1996 (ред. от 04.08.2023)) существует возможность замены уголовного наказания принудительными мерами воспитательного воздействия. По моему мнению, если дела рассматриваются в соответствующих условиях (индивидуальный подход в сочетании со стремлением изучить семейную ситуацию ребенка), то в условиях ювенального процесса чаще бы уголовное наказания заменялось принудительными мерами воспитательного воздействия. И в свою очередь, меры воспитательного воздействия были бы индивидуально подобраны под конкретного несовершеннолетнего с учетам особенностей его характера, его взаимоотношений с родственниками и его социального окружения (друзья, одноклассники, учителя).
Для тех подростков, которые были приговорены к отбыванию наказания в условиях лишения свободы в колониях, в Рязанской и Ростовской областях были созданы определенные условия. В фильме было показано, как мальчики посещали церковь, девочки доили коров (в качестве трудотерапии). На мой взгляд, возможность однодневного свидания с родителями (в качестве поощрения за хорошее поведение), является спорной мерой. Так как ребенок чрезвычайно тяжело переживает разлуку с родными, насладившись свободой столько короткое время.
Противники ювенальной юстиции в России апеллировали тем, что данный комплекс нововведений может привести к тому, что все вокруг будут потакать любым желаниям ребенка. Некоторые боялись того, что дети смогут подавать в суд на родителей по любому поводу. [1] Однако, данное нововведение, по мнению авторов проекта и людей, поддерживающих данную инициативу (в том числе, режиссера данного фильма), не приводит к потаканию любых детских желаний. А, наоборот, предполагает просто бОльшую степень внимательности, в том числе со стороны психологов к причинам делинквентного поведения детей и помощь в исправлении несовершеннолетнего.
Поддержка со стороны государственных органов также играет важную роль в целях предотвращения рецидива со стороны детей- правонарушителей. В фильме упоминается то, что ребенок зачастую не знает, что делать дальше и из-за проблем в семье, непринятия со стороны сверстников, ведущих социально одобряемый образ жизни. Накладывает отпечаток также стигматизация (ребенок может начать воспринимать себя в качестве дурного, потерять стремление к выбору другого жизненного пути, кроме как совершения девиаций). Таким образом, покинув стены воспитательной колонии, он снова может встать на путь нарушения закона.
Также в задачи ювенальной юстиции входили превентивные меры, направленные на работу с детьми из групп риска, а также цели просветительского характера. Что касается самой киноленты, то автор фильма старается привлечь внимание общественности к важности более внимательного отношения к детям, рассказывает об успехах эксперимента во введению на практике ювенальных судов и о создании помогающей атмосферы в воспитательных колониях. Показано, как специалисты стремятся заинтересовать подростков в процессе обучения, отмечают важность обучения для будущего детей (кто-то заканчивает школы в колонии, кто-то получает профессию «оператора ЭВМ»).
По моему мнению, печально констатировать тот факт, что данный эксперимент остался в прошлом, данные суды и колонии прекратили свое существование. Учитывая опыт, ориентируясь на положительные плоды, которые были принесены экспериментом, возможно было бы аккуратное внедрение ювенальной юстиции повсеместно. Как и в любой инициативе необходимо учитывать отрицательные результаты, которые имели место быть в процессе экспериментов. Однако, есть надежда, что впоследствии, данные практические воплощения идей, продемонстрированные нам режиссером фильма, найдут своих сторонников и появятся последователи данного направления.
Поскольку оно в своей лучшей версии было ориентированно на профилактику правонарушений, на защиту прав подследственных и осужденных несовершеннолетних, а также на успешную ресоциализацию подростков, отбывших наказание в воспитательных колониях.
[1] «Двушечка» за родительский шлепок смущает россиян» URL:https://www.pnp.ru/social/2016/10/12/dvushechka-za-roditelskiy-shlepok-smushhaet-rossiyan.html (дата обращения : 25.09.2023)