Найти тему
ProУправление

Что такое бизнес-план? Как его составить? Пошаговая инструкция.

Бизнес-план — это документ, который описывает цели, стратегии и планы компании по достижению успеха на рынке. Он помогает предпринимателям определить, какие ресурсы им нужны для достижения своих целей, и как они будут использовать эти ресурсы. Бизнес-план также помогает оценить риски и возможности, связанные с новым бизнесом, и может быть использован для привлечения инвесторов или получения кредитов.

Как же составить бизнес-план? Ловите пошаговую инструкцию:

1. Составьте резюме (или питч)

Коротко (до 2 минут объяснения) и ясно опишите идею: чем занимается компания, в чём её фишка, перспективы роста и сможет ли она приносить деньги и сколько?

ВАЖНО! Резюме должно цеплять внимание.

2. Проанализируйте рынок и определите свою целевую аудиторию

- Составьте портрет своего потенциального клиента: кто он, что ему нравится, сколько денег он отдаёт за аналогичный продукт сейчас и за что готов накинуть сверху.

- Проанализируйте конкурентов: узнайте все об их продукции и ценах, все преимущества и недостатки, просмотрите отзывы в сети. Тоже самое проделайте со своим бизнесом. Продумайте благодаря чему вы сможете выглядеть более привлекательно по отношению к конкурентам и какие Ваши главные преимущества. В этом поможет SWOT-анализ (подробнее читайте в следующих статьях).

3. Разработайте стратегию маркетинга и продаж

Для разработки грамотной стратегии ответьте на 3 главных вопроса:

- Зачем я это делаю? Ответив на него, вы сможете ответить на другой важный вопрос: почему клиент должен купить именно мой продукт?

- Что я продаю? Важно понять, что полезного продукт принесёт клиенту: можно продавать просто кофе, а можно заряд бодрости и невероятную палитру вкусов свежезаваренного горячего кофе дождливым осенним утром.

- Как я продаю и где? Подумайте какие инструменты Вы будете применять: платные и бесплатные объявления, таргетированная и контекстная реклама, социальные сети и т.д. С ответом на этот вопрос, также хорошо поможет анализ конкурентов.

4. Составьте финансовый план, включая расходы и доходы

- Сколько понадобится денег на старте: регистрация юр.лица, оборудование, сайт и т.д.

ВАЖНО! После итогового подсчёта, обязательно заложите дополнительно хотя бы 15% от получившейся суммы на непредвиденные расходы.

- И сколько будете тратить ежемесячно на: аренду, сырьё, электричество, упаковку, рекламу, налоги, зарплату сотрудникам, банковское и бухгалтерское обслуживание и т.д.

Важно! Зафиксируйте все постоянные и переменные расходы, даже самые малые и на первый взгляд незначительные.

Финансовую модель бизнеса, можно составить в excel или специальном фин. Конструкторе. Нужно помнить, что фин.модель очень гибкая вещь, которую нужно постоянно подстраивать исходя из внутренних и внешних изменений. (подробнее о финансовых моделях в следующих статьях)

5. Разработайте план производства или предоставления услуг.

Определите количество и ассортимент продукции, которую намереваетесь выпустить в течение определенного периода времени (обычно месяц, квартал или год). Включите сюда информацию о необходимых ресурсах (сырье, материалы, оборудование, рабочая сила), затратах на производство, а также рассчитайте ценообразование и ожидаемые доходы и прибыль.

6. Подготовьте план управления и организационной структуры

Определите, как компания будет организована и как будет осуществляться управление.

Опишите организационную структуру: какие отделы будут в компании, какие функции они выполняют и как они взаимодействуют друг с другом. Проработайте иерархию в компании и роли каждого сотрудника.

7. Разработайте план управления рисками.

Важно определить потенциальные риски и разработать стратегии их минимизации или преодоления.

Следуя этим шагам, вы сможете составить эффективный бизнес-план, который поможет вам успешно запустить новый проект или расширить существующий бизнес.