Найти тему
Гармония достатка

Простейший анализ компаний

«За каждой акцией стоит компания. Выясни, как у неё дела.»
© Питер Линч

Мультипликаторы – это соотношение финансовых показателей и стоимости компании, они позволяют сравнивать эффективность разных по размеру бизнесов, чтобы определить их инвестиционную привлекательность. Сравнение мультипликаторов, это фундаментальный анализ, который поможет оценить бизнес и тем самым дать понять, стоит ли углубляться в его изучение или сразу отсеять. В этой статье разберём три самых популярных из них.

-2

P/E – отражает соотношение рыночной капитализации компании (стоимости всех акций) к чистой годовой прибыли. На практике же показывает количество лет, необходимых для окупаемости бизнеса при текущих показателях чистой прибыли и цены акций. С помощью этого мультипликатора можно косвенно определить стоят ли акции компании дёшево или наблюдается перекупленность. Значение показателя до 8 на московской бирже считается нормой (условно).

-3

P/S – соотношение цены компании к объёму продаж (выручке). Если у компании нет чистой прибыли, это не обязательно плохо, возможно она масштабируется и деньги уходят на развитие. Таким образом данный показатель является более стабильным, нежели P/E. Для отечественных компаний показатель считается хорошим при значении меньше 2.

-4

ROE – отношение чистой прибыли к собственному капиталу компании. Этот показатель чаще всего используют для определения эффективности бизнеса, сравнивая похожие компании из одной отрасли. Данный мультипликатор измеряет рентабельность бизнеса и показывает в процентах, сколько зарабатывается с каждого рубля. Учитывая инфляцию в наших реалиях, привлекательным будет значение более 20%.

-5

Для примера, выше приведена таблица (позаимствована с БКС Экспресс) с расчётами ROE за год и в среднем за последние 5 лет. По три компании из наиболее рентабельных секторов в России.

-6

Отдельно друг от друга мультипликаторы окончательный диагноз не ставят, их нужно учитывать сообща и иметь ввиду, что это далеко не всё, что желательно знать о компании, инвестируя в неё. А также не забывать, что стоимость публичной компании (её акций) меняется с каждым днём, а мультипликаторы обновляются только в периоды отчётности, когда бизнесы раскрывают свои текущие финансовые показатели.

-7