Изящное столкновение двух миров на новой работе мистера Уилсона
Гигант современного прогрессива Стивен Уилсон явил миру свою новую сольную работу, добавляющую в довольно монструозное собрание сочинений (если брать ещё все его муз-проекты во внимание) очередную главу. Чем же примечательно его творчество в целом и новое творение в частности?
Доступная музыка, одновременно являющаяся композиционно и лирически глубокой, детализированной, порой неимоверно сложной как в части создания, так и в плане восприятия.
Что привлекает в подходе Уилсона помимо этого, так это обязательная идейность и целостность замысла, выпуск музыкальных творений не просто так, а на высоком профессиональном и ценностном уровне. При прослушивании сольных альбомов музыканта удивление, восторг и интерес от происходящего перемешиваются в насыщенный коктейль музыкального восприятия. И это как раз тот редкий случай, когда сольное творчество нисколько не уступает, а порой и превосходит коллективные студийные работы основного дитя Стивена – речь, конечно же, про Porcupine Tree. Ну и, конечно, разнообразие музыкальных ландшафтов – на теперь уже семи лонгплеях можно обнаружить целую россыпь жанров, влияний и уверенных движений в разных направлениях. Похвальным при этом является сохранение альбомного «скелета», когда, например, на великолепном To the Bone представлена поляна поп-прогрессии во всей красе. Из пластинок ничего не выпадает, всё выстроено и подогнано под общее назначение, а если и наблюдается эклектика, то она не зашкаливает, затмевая основную идею.
Поэтому новый альбом, пожалуй, основной и затмевающей многих фигуры современного прог-рока ожидался с нетерпением. Тем более, что Уилсон обладает ещё одним непревзойдённым качеством – мягкой непредсказуемостью новых высказываний.
И маэстро не подкачал.
Пожалуй, это первый альбом музыканта, на котором он ничего не высказывает, предпочитая заполнить всё пространство чистой музыкой. Отсюда и обилие инструментала (в частности, на заглавном треке), а также общая расфокусированность записи. Каждую песню можно без риска распада целого переставить на любое другое место - и она не проиграет, и не выиграет. Возможно, в этой универсальности и кроется высказывание. Кодекс ведь тоже совсем не обязательно читать последовательно - вы можете открыть любой раздел или статью, найдя нужное. Прямо-таки музыкальная демократия!
The Harmony Codex вышел одним из самых (если не самым) спокойных релизов. Тонко сотканный, предназначенный для созерцания и медитаций. Обладая способностью втягивать внутрь себя, он не несёт опасности потеряться. Дивная прогулка в мире грёз. Несметное количество пассажиров на вокзале, порой набивающихся разом в один вагон (Impossible Tightrope). Электро-лаунж-прог (Inclination, Economies of Scale), протяжные, практически гилморовские соло (What Life Brings, Rock Bottom, Staircase) - пластинка обязательно понравится поклонникам Pink Floyd.
Сочетание урбанистики и природы в звучании - также отличительная особенность новой работы. Бездушное, на первый взгляд, программирование, использование сэмплов, драм-машины и синтетической подачи (как в случае с отстранённым вокалом Уилсона) сочетаются с «живыми» гитарами, струнными и духовыми, «дышащей» атмосферой ночного леса и наполненным страстью женским вокалом.
Можно сказать, что Стивен на The Harmony Codex решил взять паузу и на время остановить поиски новых способов и форм самовыражения. Можно предположить, что он примиряет легковесность и провокацию The Future Bites со сложностью и грациозностью других своих записей. Можно даже обвинить художника в звуковой претенциозности без должного наполнения материала душой и мелодической осязаемостью.
Но чего уж точно нельзя сделать - это заявить, что Стивен Уилсон выпустил посредственный альбом. А если вам так показалось - включите заново. Ибо вы просто не вслушались.
Оценка: 4/5
Источник изображений: www.discogs.com