Найти тему
The Music That Rocks

Диспозиция нормы. Steven Wilson 'The Harmony Codex' (2023)

Изящное столкновение двух миров на новой работе мистера Уилсона

Гигант современного прогрессива Стивен Уилсон явил миру свою новую сольную работу, добавляющую в довольно монструозное собрание сочинений (если брать ещё все его муз-проекты во внимание) очередную главу. Чем же примечательно его творчество в целом и новое творение в частности?

Доступная музыка, одновременно являющаяся композиционно и лирически глубокой, детализированной, порой неимоверно сложной как в части создания, так и в плане восприятия.

Что привлекает в подходе Уилсона помимо этого, так это обязательная идейность и целостность замысла, выпуск музыкальных творений не просто так, а на высоком профессиональном и ценностном уровне. При прослушивании сольных альбомов музыканта удивление, восторг и интерес от происходящего перемешиваются в насыщенный коктейль музыкального восприятия. И это как раз тот редкий случай, когда сольное творчество нисколько не уступает, а порой и превосходит коллективные студийные работы основного дитя Стивена – речь, конечно же, про Porcupine Tree. Ну и, конечно, разнообразие музыкальных ландшафтов – на теперь уже семи лонгплеях можно обнаружить целую россыпь жанров, влияний и уверенных движений в разных направлениях. Похвальным при этом является сохранение альбомного «скелета», когда, например, на великолепном To the Bone представлена поляна поп-прогрессии во всей красе. Из пластинок ничего не выпадает, всё выстроено и подогнано под общее назначение, а если и наблюдается эклектика, то она не зашкаливает, затмевая основную идею.

-2

Поэтому новый альбом, пожалуй, основной и затмевающей многих фигуры современного прог-рока ожидался с нетерпением. Тем более, что Уилсон обладает ещё одним непревзойдённым качеством – мягкой непредсказуемостью новых высказываний.

И маэстро не подкачал.

Пожалуй, это первый альбом музыканта, на котором он ничего не высказывает, предпочитая заполнить всё пространство чистой музыкой. Отсюда и обилие инструментала (в частности, на заглавном треке), а также общая расфокусированность записи. Каждую песню можно без риска распада целого переставить на любое другое место - и она не проиграет, и не выиграет. Возможно, в этой универсальности и кроется высказывание. Кодекс ведь тоже совсем не обязательно читать последовательно - вы можете открыть любой раздел или статью, найдя нужное. Прямо-таки музыкальная демократия!

-3

The Harmony Codex вышел одним из самых (если не самым) спокойных релизов. Тонко сотканный, предназначенный для созерцания и медитаций. Обладая способностью втягивать внутрь себя, он не несёт опасности потеряться. Дивная прогулка в мире грёз. Несметное количество пассажиров на вокзале, порой набивающихся разом в один вагон (Impossible Tightrope). Электро-лаунж-прог (Inclination, Economies of Scale), протяжные, практически гилморовские соло (What Life Brings, Rock Bottom, Staircase) - пластинка обязательно понравится поклонникам Pink Floyd.

Сочетание урбанистики и природы в звучании - также отличительная особенность новой работы. Бездушное, на первый взгляд, программирование, использование сэмплов, драм-машины и синтетической подачи (как в случае с отстранённым вокалом Уилсона) сочетаются с «живыми» гитарами, струнными и духовыми, «дышащей» атмосферой ночного леса и наполненным страстью женским вокалом.

-4

Можно сказать, что Стивен на The Harmony Codex решил взять паузу и на время остановить поиски новых способов и форм самовыражения. Можно предположить, что он примиряет легковесность и провокацию The Future Bites со сложностью и грациозностью других своих записей. Можно даже обвинить художника в звуковой претенциозности без должного наполнения материала душой и мелодической осязаемостью.

Но чего уж точно нельзя сделать - это заявить, что Стивен Уилсон выпустил посредственный альбом. А если вам так показалось - включите заново. Ибо вы просто не вслушались.

Оценка: 4/5

The Harmony Codex by Steven Wilson

Альбом в VK

Источник изображений: www.discogs.com